Природа играла большую роль в творчестве чайковского.
"мало сказать, что он любил её, обожал, от природы зависело его настроение" (д. н. кайгородов) .
петр ильич чайковский любил природу, и она любила его. он говорил: "я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку русь… я страстно люблю человека, речь, склад ума, красоту лиц, обычаи". в этот перечень также входит и природа, которую он любил "больше всякой другой".
с самых юных лет чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. чайковский обладал "способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, жажду жизни". (дневник чайковского 1886 года) .
в эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения. в эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. он тут же заносил ноты в записную книжку. если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги. в такое время петр ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций.
у чайковского есть знаменитое произведение "времена года". чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года.
в фортепианных произведениях чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. наиболее известны его "детский альбом", цикл пьес "времена года", пьесы "ната-вальс", "сентиментальный вальс", "романс".
в цикл "времена года" входит 12 пьес, по числу месяцев в году. это образы и картины природы, данные в характерном для чайковского лирическом плане. но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа.
в мировой фортепианной нет произведения, в котором так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни природы и людей.
симфония п. и. чайковского "зимние грезы". основной круг ее образов связан с впечатлениями от природы, картины зимнего пейзажа перекликаются с задушевными думами и чувствами человека. природные образы музыкальных произведений ассоциируются с суриковскими, саврасовскими, левитановскими полотнами, описаниями природы в творчестве пришвина, гоголя, есенина. подобно левитану, чайковский выражает печаль зимнего пейзажа не густыми, мрачными, а лирическими светлыми красками, мажорными созвучиями в которых просматриваются грядушие весенние мотивы (как бы от саврасовского полотна "грачи прилетели") . романс чайковского "благословляю вас, леса" также наполнен внутренней гармонией, чувством единения души человеческой с миром природы. в цикле песен композитора есть серия весенних - "весна" ("травка зеленеет ") , еще одна "весна" ("уж тает снег ") , "весенняя песня", "цветок". с миром осенней природы и осенних настроений связаны "лирическое интермеццо", "осень", перекликающиеся с "осенней песней" из фортепианного цикла "времена года". зимняя пора отражена, например, в песне "зима", летняя - "мой садик". настроения, состояния души, соответствующие фазам природы, отражены также, например в оратории и. гайдна "времена года" и в одноименном четырехчастном цикле а. вивальди и во многих других музыкальных произведениях различных авторов.
"мало сказать, что он любил её, обожал, от природы зависело его настроение" (д. н. кайгородов) .
петр ильич чайковский любил природу, и она любила его. он говорил: "я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку русь… я страстно люблю человека, речь, склад ума, красоту лиц, обычаи". в этот перечень также входит и природа, которую он любил "больше всякой другой".
с самых юных лет чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. чайковский обладал "способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, жажду жизни". (дневник чайковского 1886 года) .
в эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения. в эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. он тут же заносил ноты в записную книжку. если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги. в такое время петр ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций.
у чайковского есть знаменитое произведение "времена года". чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года.
в фортепианных произведениях чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. наиболее известны его "детский альбом", цикл пьес "времена года", пьесы "ната-вальс", "сентиментальный вальс", "романс".
в цикл "времена года" входит 12 пьес, по числу месяцев в году. это образы и картины природы, данные в характерном для чайковского лирическом плане. но не только картины природы даны в пьесах, композитор передает музыкой чувства человека, которые вызывает у него природа.
в мировой фортепианной нет произведения, в котором так гениально просто передан круговорот сменяющихся месяцев, жизни природы и людей.
симфония п. и. чайковского "зимние грезы". основной круг ее образов связан с впечатлениями от природы, картины зимнего пейзажа перекликаются с задушевными думами и чувствами человека. природные образы музыкальных произведений ассоциируются с суриковскими, саврасовскими, левитановскими полотнами, описаниями природы в творчестве пришвина, гоголя, есенина. подобно левитану, чайковский выражает печаль зимнего пейзажа не густыми, мрачными, а лирическими светлыми красками, мажорными созвучиями в которых просматриваются грядушие весенние мотивы (как бы от саврасовского полотна "грачи прилетели") . романс чайковского "благословляю вас, леса" также наполнен внутренней гармонией, чувством единения души человеческой с миром природы. в цикле песен композитора есть серия весенних - "весна" ("травка зеленеет ") , еще одна "весна" ("уж тает снег ") , "весенняя песня", "цветок". с миром осенней природы и осенних настроений связаны "лирическое интермеццо", "осень", перекликающиеся с "осенней песней" из фортепианного цикла "времена года". зимняя пора отражена, например, в песне "зима", летняя - "мой садик". настроения, состояния души, соответствующие фазам природы, отражены также, например в оратории и. гайдна "времена года" и в одноименном четырехчастном цикле а. вивальди и во многих других музыкальных произведениях различных авторов.