Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре. средневековье отрицало языческое отношение к миру, но, тем не менее, сохранило многие достижения античной культуры. при этом политеизму (многобожию) античности противопоставлялся монотеизм (единобожие). в средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего (греч. theos – бог). важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма (лат. providentia – провидение). провиденциализм – это такое понимание мира, согласно которому ход мировой и жизни человека определяется божественным провидением. таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, а место понятия «культура» занимает понятие «культ». в данном понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования. однако основной акцент здесь переносится на заботу, поклонение и почитание. при этом имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека. согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям. таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. основные христианские ценности – вера, надежда, любовь. здесь следует сказать об отличии христианского понимания культуры от античного. в античности культура понималась как разумное, рациональное начало. считалось, что именно разум способен принести в жизнь человека и общества гармонию и порядок. чувства уходят на второй план, они контролируются разумом. в средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало – вера. вера ставится выше разума. разум служит вере, углубляет и проясняет ее. поэтому все виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей. если в основе античной культуры лежало признание универсального космического закона, обеспечивавшего стабильность мирового порядка, то средневековье потеряло эту уверенность и целиком обратилось к богу. смысл мира заключается только в боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов. в средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в xx в. до символических теорий культуры. в христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. античный идеал – это гармония духа и тела, и духовного. христианский идеал – это победа духа над телом, аскетизм (подавление земных желаний, чувственных наслаждений). наряду с теологическими в средние века существовали и светские представления о культуре и культурном человеке (учтивость, рыцарские отношения). они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. в противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной . особый культурный пласт в эпоху средневековья представляла языческая народная культура. она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой. смеховая народная культура, народные праздники и карнавалы наряду с рыцарской культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья. в средневековье происходит отказ от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. крупнейший средневековый мыслитель августин блаженный царству божьему через внутреннее откровение бога в человеке. кроме того, в средневековье появляется понятие прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. критерием прогресса становится соответствие культуры высшим моральным ценностям. также как и в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. разные культуры ценились по-разному. на первом месте была религиозная, церковная культура. придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная. другими словами, в средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры. более того, культура любого народа также оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными, что к рождению европоцентризма (идея исключительности, превосходства европейской культуры над другими).