Индустриальный рывок был совершен в годы довоенных пятилеток: первой — 1928 - 1932 гг., второй — 1933-1937 гг., третья пятилетка (1938-1942) была прервана в июне 1941 г. германским нашествием.
Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина, где располагались старые промышленные районы и проживала основная часть населения. Вместе с тем индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири, где с конца тридцатых годов усиленно велось строительство предприятий-дублеров. В Закавказье и Средней Азии упор делался на строительство предприятий группы «Б».
За неполные три пятилетки были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др. Было построено 8900 предприятий союзного значения. Среди крупнейших предприятий, введенных в строй в 1930-е г.г., были: Днепрогэс (1932), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932), три тракторных завода (Сталинградский — 1930, Харьковский — 1931, Челябинский — 1933), заводы сельскохозяйственного машиностроения в г. Ростове-на-Дону (Ростсельмаш, 1930) и комбайностроения в г. Запорожье («Коммунар»), Уральский и Ново-Краматорский машиностроительные заводы, Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс), Московский и Горьковский автомобильные заводы, Московский метрополитен, Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга и многие оборонные предприятия, не отраженные в официальной статистике.
Рост промышленного производства в 1930-е г.г. в среднем составлял 15-18% в год, несмотря на авантюристическую попытку увеличить его в 1930-1931 гг. в два раза. Столь высокие темпы роста были обеспечены как низким стартовым уровнем, так и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного рывка. Тем не менее плановые рубежи пятилеток не были достигнуты, несмотря на официальные заявления об успешном и до выполнении пятилеток в области промышленного производства.
Индустриальный рывок был совершен в годы довоенных пятилеток: первой — 1928 - 1932 гг., второй — 1933-1937 гг., третья пятилетка (1938-1942) была прервана в июне 1941 г. германским нашествием.
Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина, где располагались старые промышленные районы и проживала основная часть населения. Вместе с тем индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири, где с конца тридцатых годов усиленно велось строительство предприятий-дублеров. В Закавказье и Средней Азии упор делался на строительство предприятий группы «Б».
За неполные три пятилетки были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др. Было построено 8900 предприятий союзного значения. Среди крупнейших предприятий, введенных в строй в 1930-е г.г., были: Днепрогэс (1932), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932), три тракторных завода (Сталинградский — 1930, Харьковский — 1931, Челябинский — 1933), заводы сельскохозяйственного машиностроения в г. Ростове-на-Дону (Ростсельмаш, 1930) и комбайностроения в г. Запорожье («Коммунар»), Уральский и Ново-Краматорский машиностроительные заводы, Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс), Московский и Горьковский автомобильные заводы, Московский метрополитен, Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга и многие оборонные предприятия, не отраженные в официальной статистике.
Рост промышленного производства в 1930-е г.г. в среднем составлял 15-18% в год, несмотря на авантюристическую попытку увеличить его в 1930-1931 гг. в два раза. Столь высокие темпы роста были обеспечены как низким стартовым уровнем, так и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного рывка. Тем не менее плановые рубежи пятилеток не были достигнуты, несмотря на официальные заявления об успешном и до выполнении пятилеток в области промышленного производства.