Какие права были у мусульманского государства и не мосульманского?​

мпппеекк1 мпппеекк1    3   19.10.2020 14:40    0

Ответы
darinachirkova2 darinachirkova2  18.11.2020 14:40

Меню

Вход для экспертов

Поиск по Энциклопедии

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

0 комментариев

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО (Арабское «фикх», буквально - глу­бо­кое по­ни­ма­ние, зна­ние) - ис­лам­ская док­три­на о пра­ви­лах по­ве­де­ния му­суль­ман; му­сульманская юрис­пру­ден­ция.

Основное со­дер­жа­ние Мусульманского права - вы­те­каю­щие из ша­риа­та пра­ви­ла по­ве­де­ния ве­рую­щих и санк­ции за не­вы­пол­не­ние этих пред­пи­са­ний. Сло­жи­лось в VII-X веках в свя­зи со ста­нов­ле­ни­ем му­сульманского государства - Ха­ли­фа­та. Фор­ми­ро­ва­ние Мусульманского права бы­ло обу­слов­ле­но, с од­ной сто­ро­ны, не­об­хо­ди­мо­стью при­ве­де­ния фак­ти­че­ски дей­ст­во­вав­ше­го пра­ва в со­от­вет­ст­вие с ре­лигиозными нор­ма­ми ис­ла­ма, с другой сто­ро­ны - по­треб­но­стя­ми ре­гу­ли­ро­ва­ния об­щественных от­но­ше­ний на прин­ци­пах, ос­но­ван­ных на ре­лигиозно-этическом уче­нии ис­ла­ма.

Основными ис­точ­ни­ка­ми пра­во­вых ре­ше­ний ста­ли счи­тать­ся Ко­ран и сун­на, со­дер­жа­щие, со­глас­но Мусульманскому праву, от­ве­ты на лю­бые во­про­сы, ко­то­рые пра­во­ве­ды (фа­ки­хи) долж­ны «из­влечь» из них. Са­мо­стоятельным ис­точ­ни­ком бы­ло при­зна­но еди­но­глас­ное мне­ние му­сульманской об­щи­ны (ид­жма). По­сте­пен­но сло­жи­лись приё­мы «из­вле­че­ния» из ос­но­во­по­ла­гаю­щих ис­точ­ни­ков пра­во­вых ре­ше­ний. Они бы­ли по­ло­же­ны в ос­но­ву ид­жти­ха­да, под ко­то­рым фа­ки­хи ста­ли по­ни­мать ра­цио­наль­ные ме­то­ды фор­му­ли­ро­ва­ния ре­ше­ний по во­про­сам, не упо­мя­ну­тым пря­мо в Ко­ра­не и сун­не или не от­ра­жён­ным в еди­но­душном мне­нии спод­виж­ни­ков про­ро­ка Му­хам­ме­да, а так­же приё­мы из­вле­че­ния та­ких ре­ше­ний из пред­пи­са­ний этих ис­точ­ни­ков, из­ло­жен­ных в са­мой об­щей ал­ле­го­ричной фор­ме.

Поя­ви­лось по­ня­тие кы­яс, при­зна­ние ко­то­ро­го в ка­че­ст­ве основной фор­мы ид­жти­ха­да и ис­точ­ни­ка Мусульманского права на­ря­ду с Ко­ра­ном, сун­ной и идж­ма по­ло­жи­ло на­ча­ло тео­рии и ме­то­до­ло­гии му­сульманской юрис­пру­ден­ции (усуль аль-фикх).

В X веке Мусульманское право окон­ча­тель­но сло­жи­лось в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ятельной ди­сцип­ли­ны, от­но­ся­щей­ся к ре­лигиозным нау­кам (ман­ку­лат). Не­смот­ря на его фор­маль­ное от­де­ле­ние от бо­го­сло­вия (ка­лам) и вра­ж­деб­ное от­ноше­ние пра­во­ве­дов-тра­ди­цио­на­ли­стов к бо­го­сло­вам, Мусульманское право и ка­лам до­пол­ня­ли друг дру­га, раз­ра­ба­ты­вая различные сто­ро­ны еди­но­го ис­лам­ско­го уче­ния о ре­лигиозной ис­ти­не и об­ра­зе жиз­ни.

Пред­ме­том Мусульманского права ста­ли изу­че­ние пра­вил куль­та и ис­пол­не­ния ре­лигиозных обя­зан­но­стей (иба­дат), оп­ре­де­ляю­щих от­но­ше­ния му­суль­ман с Ал­ла­хом, пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми, а так­же от­но­ше­ния му­сульманского го­су­дар­ст­ва с под­дан­ны­ми, другими кон­фес­сия­ми и го­су­дар­ст­ва­ми (муа­ма­лят).

К IX-X векам об­ра­зо­ва­лись сун­нит­ские тол­ки (маз­ха­бы). К XIV веку со­хра­ни­лись 4 сун­нит­ских маз­ха­ба, а так­же несколько ши­ит­ских школ, из ко­то­рых прак­тическое зна­че­ние в ка­че­ст­ве дей­ст­вую­щих ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вых тол­ков со­хра­ня­ют маз­ха­бы има­ми­тов, зей­ди­тов и ис­маи­ли­тов. С середины IX века в Мусульманском праве сун­ни­тов ста­ла ут­вер­ждать­ся идея о том, что толь­ко круп­ные пра­во­ве­ды про­шло­го име­ли пра­во на ид­жти­хад; в середине X века был до­с­тиг­нут мол­ча­ли­вый кон­сен­сус, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым по­яв­ле­ние но­вых маз­ха­бов ста­ло не­воз­мож­ным. Пра­во­ве­ды обя­за­ны бы­ли сле­до­вать уче­нию оп­ре­де­лён­но­го маз­ха­ба в фор­ме так­ли­да. Раз­ви­тие Мусульманского права про­дол­жа­лось в рам­ках при­знан­ных маз­ха­бов, при­чём основное вни­ма­ние уде­ля­лось сис­те­ма­ти­за­ции вы­во­дов мудж­та­хи­дов про­шло­го, ком­мен­ти­ро­ва­нию и пе­ре­ра­бот­ке их тру­дов.

Ши­ит­ские пра­во­ве­ды вы­ра­бо­та­ли иную клас­си­фи­ка­цию Мусульманского права, под­раз­де­ляя его нор­мы на 4 груп­пы, ре­гу­ли­рую­щие со­от­вет­ст­вен­но по­ря­док от­прав­ле­ния ре­лигиозных обя­зан­но­стей (иба­дат); дву­сто­рон­ние сдел­ки (укуд), вклю­чая брак; од­но­сто­рон­ние сдел­ки, со­вер­шае­мые в оп­ре­де­лён­ной фор­ме (ика­ат); от­вет­ст­вен­ность за пре­сту­п­ле­ния и обя­за­тель­ст­ва, вы­те­каю­щие из при­чи­не­ния вре­да, ли­бо од­но­сто­рон­ние сдел­ки или дей­ст­вия, со­вер­ше­ние ко­то­рых не тре­бу­ет осо­бой фор­мы (ах­кам).

Осо­бен­но­стью боль­шин­ст­ва норм Мусульманского права яв­ля­ет­ся ка­зуи­стич­ность, в це­лом ему при­су­щи пар­ти­ку­ля­ризм, не­оп­ре­де­лён­ность и про­ти­во­ре­чи­вость со­дер­жа­ния при за­пу­тан­но­сти ис­точ­ни­ков. При ре­ше­нии сход­ных во­про­сов мо­гут при­ме­нять­ся не­сов­па­даю­щие вы­во­ды различных маз­ха­бов. Да­же в рам­ках од­но­го тол­ка со­су­ще­ст­ву­ют про­ти­во­ре­чи­вые пра­ви­ла. По­это­му под­держ­ка го­су­дар­ст­вом оп­ре­де­лён­но­го тол­ка Мусульманского права не оз­на­ча­ла ус­та­нов­ле­ния сис­те­мы еди­но­об­раз­ных норм.

При­ме­не­ние по­ло­же­ний Мусульманского

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме История