После Смуты восстанавливается ремесленное производство. Обувь, полотно, косы, подковы и т. д. не покупались на рынке. Все производилось на месте: в посадском или крестьянском хозяйстве, помещичьем имении, в монастырских мастерских. В XVII в. ремесло постепенно превращается в мелкотоварное производство – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке. С развитием международной торговли увеличивается спрос на изделия ремесел. Некоторые богатые предприимчивые купцы, особенно те, кто разбогател на мировой торговле, стали вкладывать имеющиеся у них средства в производство изделий, пользующихся спросом, а затем вывозить их на рынок. Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли – капитал (от лат. Капиталис – главный). В то же время крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники и подмастерья искали дополнительного приработка и готовы были работать по найму на такого предпринимателя. В этих условиях и создаются мануфактуры. Богатый купец, приобретя большое количество шерсти (раз купил много — получил скидку в деньгах), едет в деревню и раздает сырье деревенским ремесленникам и крестьянам. Они договариваются о цене и сроках, когда он приедет взять готовую пряжу. Та же история повторяете дальше — теперь купец раздает пряжу ткачам и приезжает за готовым сукном. Это может повторяться столько раз, сколько операции потребуется произвести, чтобы получить готовый товар. Так купец становится капиталистом-предпринимателем и на него работают наемные работники, в которых превратились крестьяне и ремесленники. Если работники трудились у себя на дому, то такая мануфактура получала название рассеянной. Если работники разных специальностей находились в одном помещении, под одной крышей, то такая мануфактура называлась централизованной. Главное ее отличие от ремесленных мастерских – разделение труда. Каждый работник специализировался на какой-либо одной простой операции, что позволяло увеличить производительность труда (выпускать больше продукции в единицу времени).
После Смуты восстанавливается ремесленное производство. Обувь, полотно, косы, подковы и т. д. не покупались на рынке. Все производилось на месте: в посадском или крестьянском хозяйстве, помещичьем имении, в монастырских мастерских.
В XVII в. ремесло постепенно превращается в мелкотоварное производство – система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке.
С развитием международной торговли увеличивается спрос на изделия ремесел. Некоторые богатые предприимчивые купцы, особенно те, кто разбогател на мировой торговле, стали вкладывать имеющиеся у них средства в производство изделий, пользующихся спросом, а затем вывозить их на рынок. Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли – капитал (от лат. Капиталис – главный). В то же время крестьяне, деревенские ремесленники, городские обедневшие ремесленники и подмастерья искали дополнительного приработка и готовы были работать по найму на такого предпринимателя. В этих условиях и создаются мануфактуры. Богатый купец, приобретя большое количество шерсти (раз купил много — получил скидку в деньгах), едет в деревню и раздает сырье деревенским ремесленникам и крестьянам. Они договариваются о цене и сроках, когда он приедет взять готовую пряжу. Та же история повторяете дальше — теперь купец раздает пряжу ткачам и приезжает за готовым сукном. Это может повторяться столько раз, сколько операции потребуется произвести, чтобы получить готовый товар. Так купец становится капиталистом-предпринимателем и на него работают наемные работники, в которых превратились крестьяне и ремесленники. Если работники трудились у себя на дому, то такая мануфактура получала название рассеянной. Если работники разных специальностей находились в одном помещении, под одной крышей, то такая мануфактура называлась централизованной. Главное ее отличие от ремесленных мастерских – разделение труда. Каждый работник специализировался на какой-либо одной простой операции, что позволяло увеличить производительность труда (выпускать больше продукции в единицу времени).