Фискальная политика в России в последнем десятилетии XX века характеризовалась по сравнению с советским периодом следующими крупными изменениями.
1. Резким снижением государственных расходов, прежде всего расходов на приобретение продукции отраслей военно – промышленного комплекса. По отдельным позициям военно – технической продукции расходы на ее приобретение снизились в десятки раз.
2. Существенным снижением доли государственных инвестиций, финансируемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в общем объеме финансирования инвестиций. Если в 1989 г. доля централизованных бюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал составляла 49%, то в 1998 г. этот показатель был равен примерно 20 %
3. Значительным сокращением реальных трансфертных платежей населению. Иначе говоря, реальная покупательная выплачиваемых пенсий, пособий, стипендий в годы гиперинфляции (1992 – 1994 гг.) сократилась в несколько раз.
4. Существенной перестройкой системы налогообложения.
Остановимся более подробно на последнем важнейшем элементе фискальной политики – перестройке системы налогообложения.
Принятые в 1991 г. в канун начала радикальных экономических реформ законы и законодательные акты, регулирующие систему налогообложения, были подготовлены в течение короткого времени и потому не отличались глубиной проработки. Недостаток времени, неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, при к функционированию в условиях рыночной экономики, явились главной причиной того, что российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками.
К ним относились: гипертрофированно большая роль налога на прибыль, неоправданно приниженная роль налогов с физических лиц и на имущество, недостаточная разработанность вопросов налогообложения природных ресурсов и некоторые другие.
1. Резким снижением государственных расходов, прежде всего расходов на приобретение продукции отраслей военно – промышленного комплекса. По отдельным позициям военно – технической продукции расходы на ее приобретение снизились в десятки раз.
2. Существенным снижением доли государственных инвестиций, финансируемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в общем объеме финансирования инвестиций. Если в 1989 г. доля централизованных бюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал составляла 49%, то в 1998 г. этот показатель был равен примерно 20 %
3. Значительным сокращением реальных трансфертных платежей населению. Иначе говоря, реальная покупательная выплачиваемых пенсий, пособий, стипендий в годы гиперинфляции (1992 – 1994 гг.) сократилась в несколько раз.
4. Существенной перестройкой системы налогообложения.
Остановимся более подробно на последнем важнейшем элементе фискальной политики – перестройке системы налогообложения.
Принятые в 1991 г. в канун начала радикальных экономических реформ законы и законодательные акты, регулирующие систему налогообложения, были подготовлены в течение короткого времени и потому не отличались глубиной проработки. Недостаток времени, неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, при к функционированию в условиях рыночной экономики, явились главной причиной того, что российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками.
К ним относились: гипертрофированно большая роль налога на прибыль, неоправданно приниженная роль налогов с физических лиц и на имущество, недостаточная разработанность вопросов налогообложения природных ресурсов и некоторые другие.