Идейно-политические течения в обществе в 30-40 гг. ХІХ в. На рубеже 30-40-х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано одно из «Философических писем» П.А. Чаадаева (в молодости входил в декабристский «Союз благоденствия», был другом А.С. Пушкина), после публикации которого журнал «Телескоп» был закрыт, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим. Он выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существующего в России режима настоящее и будущее России Чаадаев оценивал крайне пессимистично ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет», - писал он. Изложение взглядов Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений - славянофильства и западничества. В 30-40-х гг. ХК в. в русской общественной мысли можно выделить следующие направления: 1) охранительное; 2) либерально-оппозиционное (западничество и славянофильство); 3) революционно-демократическое. Идейным выражением охранительного направления в общественной мысли была «теория официальной народности». Ее пропагандировали реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Теоретики официальной народности доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и «политической мудрости». Крепостное право, хотя и нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы сделать это сами, а положение русского крестьянина лучше западноевропейского рабочего.
На рубеже 30-40-х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано одно из «Философических писем» П.А. Чаадаева (в молодости входил в декабристский «Союз благоденствия», был другом А.С. Пушкина), после публикации которого журнал «Телескоп» был закрыт, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим. Он выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существующего в России режима настоящее и будущее России Чаадаев оценивал крайне пессимистично ее бесполезно, настоящее - тщетно, а будущего никакого у нее нет», - писал он. Изложение взглядов Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений - славянофильства и западничества.
В 30-40-х гг. ХК в. в русской общественной мысли можно выделить следующие направления:
1) охранительное;
2) либерально-оппозиционное (западничество и славянофильство);
3) революционно-демократическое.
Идейным выражением охранительного направления в общественной мысли была «теория официальной народности». Ее пропагандировали реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Теоретики официальной народности доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и «политической мудрости». Крепостное право, хотя и нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы сделать это сами, а положение русского крестьянина лучше западноевропейского рабочего.