Философия Просвещения являлась идеологическим оружием окрепшей в XVIII столетии торгово-промышленной буржуазии, которая боролась за власть против абсолютизма и привилегий аристократической знати и католического духовенства. Наиболее выдающимся представителем этого движения был Вольтер, который сам был членом класса юристов и предпочел писательскую карьеру той, к которой предназначал его отец, благодаря явному литературному таланту достиг больших богатства и социальной значимости, чем до сих пор достигал любой простой человек в Европе. На этом поприще он служил интересам своего класса не в меньшей степени, чем своим собственным, поскольку более чем кто-либо поднял профессию писателя с уровня пролетарской нищеты и рабской зависимости от благородных покровителей до независимой силы в европейском обществе, до уровня четвертого сословия, которое могло встречаться на равной ноге с принцами и министрами и оказывать влияние на судьбы наций.
Экономические идеи Юма, развитые им в сочинениях, посвященных вопросам о торговом балансе, уровне процента и массы денег, оказали большое влияние на современную ему политическую экономию. Как противник меркантилизма Юм выступал за свободную торговлю, которая, по его мнению, является важным двигателем экономического благосостояния государства, доказывал, что задачей внешней торговли является не только получение торговой прибыли, но и приобретение натуральных продуктов. Юм был сторонником количественной теории денег, принципиально отвергал постановку вопроса о существовании субстанции стоимости. Из анализа "революции цен", которую Европа пережила в XVI–XVII вв., он пришел к выводу, что цены товаров зависят от массы денег в обращении: "товары входят в процесс обращения без цены, а золото и серебро – без стоимости". Эти идеи Юма получили свое дальнейшее развитие в английской классической политической экономии.
Основой экономики является, по Кантильону, производство, удовлетворяющее потребности людей. По мере усложнения производства усложняются формы организации хозяйства, но экономические отношения не изменяются. Что, например, изменится при переходе от натурального хозяйства, где производство и потребности согласуются с прямыми распоряжениями хозяина, к децентрализованному меновому хозяйству? В конечном счете – ничего, отвечает Кантильон, разве что нужный результат получится не сразу, если децентрализованный производитель ошибется с объемом выпуска и потребуется время для корректирующего воздействия рынка.
Без изменения воли хозяев-землевладельцев не изменится главное – конечная структура выпуска, которая зависит только от потребностей (но не от координации деятельности). Кантильон полагает, что все доходы, кроме ренты землевладельца, сбалансируются расходами и потому мало зависят от воли их владельцев. Единственный источник неопределенности – сами землевладельцы, чьи расходы подвержены влиянию "настроения, моды и стиля жизни".
Кантильон полагал, что общество в экономическом смысле делится на три основных класса: земельных собственников, наемных работников и предпринимателей. Земельные собственники живут на ренту, а две последние категории – на доход от деятельности: фиксированный доход получают наемные работники – государственные служащие и домашняя прислуга, нефиксированный – предприниматели (под ними Кантильон понимал всех, кто продает услуги собственного труда, в том числе по и грабителей).
Трем классам общества, полагал Кантильон, принадлежат три вида доходов: один дан природой, а два других "придуманы" людьми и являются распределением первого. Первичным получателем естественного дохода – продукта от деятельности на земле, выступает крестьянин (он же – фермер и арендатор). Одновременно "земельный" класс является и первым плательщиком рентных платежей: первую часть ренты он платит земельному собственнику, вторую – предпринимателям за товары и услуги, которые они привозят от городских ремесленников, третья часть ренты представляет его собственный доход. Данное деление, где доходы классов и сословий общества не только распределяются, но и обращаются, т.е. доходы одного класса являются одновременно расходами другого, было весьма прогрессивным для своего времени. Оно позволяло рассматривать торговлю, производство и потребление как единый экономический процесс.
Философия Просвещения являлась идеологическим оружием окрепшей в XVIII столетии торгово-промышленной буржуазии, которая боролась за власть против абсолютизма и привилегий аристократической знати и католического духовенства. Наиболее выдающимся представителем этого движения был Вольтер, который сам был членом класса юристов и предпочел писательскую карьеру той, к которой предназначал его отец, благодаря явному литературному таланту достиг больших богатства и социальной значимости, чем до сих пор достигал любой простой человек в Европе. На этом поприще он служил интересам своего класса не в меньшей степени, чем своим собственным, поскольку более чем кто-либо поднял профессию писателя с уровня пролетарской нищеты и рабской зависимости от благородных покровителей до независимой силы в европейском обществе, до уровня четвертого сословия, которое могло встречаться на равной ноге с принцами и министрами и оказывать влияние на судьбы наций.
Экономические идеи Юма, развитые им в сочинениях, посвященных вопросам о торговом балансе, уровне процента и массы денег, оказали большое влияние на современную ему политическую экономию. Как противник меркантилизма Юм выступал за свободную торговлю, которая, по его мнению, является важным двигателем экономического благосостояния государства, доказывал, что задачей внешней торговли является не только получение торговой прибыли, но и приобретение натуральных продуктов. Юм был сторонником количественной теории денег, принципиально отвергал постановку вопроса о существовании субстанции стоимости. Из анализа "революции цен", которую Европа пережила в XVI–XVII вв., он пришел к выводу, что цены товаров зависят от массы денег в обращении: "товары входят в процесс обращения без цены, а золото и серебро – без стоимости". Эти идеи Юма получили свое дальнейшее развитие в английской классической политической экономии.
Основой экономики является, по Кантильону, производство, удовлетворяющее потребности людей. По мере усложнения производства усложняются формы организации хозяйства, но экономические отношения не изменяются. Что, например, изменится при переходе от натурального хозяйства, где производство и потребности согласуются с прямыми распоряжениями хозяина, к децентрализованному меновому хозяйству? В конечном счете – ничего, отвечает Кантильон, разве что нужный результат получится не сразу, если децентрализованный производитель ошибется с объемом выпуска и потребуется время для корректирующего воздействия рынка.
Без изменения воли хозяев-землевладельцев не изменится главное – конечная структура выпуска, которая зависит только от потребностей (но не от координации деятельности). Кантильон полагает, что все доходы, кроме ренты землевладельца, сбалансируются расходами и потому мало зависят от воли их владельцев. Единственный источник неопределенности – сами землевладельцы, чьи расходы подвержены влиянию "настроения, моды и стиля жизни".
Кантильон полагал, что общество в экономическом смысле делится на три основных класса: земельных собственников, наемных работников и предпринимателей. Земельные собственники живут на ренту, а две последние категории – на доход от деятельности: фиксированный доход получают наемные работники – государственные служащие и домашняя прислуга, нефиксированный – предприниматели (под ними Кантильон понимал всех, кто продает услуги собственного труда, в том числе по и грабителей).
Трем классам общества, полагал Кантильон, принадлежат три вида доходов: один дан природой, а два других "придуманы" людьми и являются распределением первого. Первичным получателем естественного дохода – продукта от деятельности на земле, выступает крестьянин (он же – фермер и арендатор). Одновременно "земельный" класс является и первым плательщиком рентных платежей: первую часть ренты он платит земельному собственнику, вторую – предпринимателям за товары и услуги, которые они привозят от городских ремесленников, третья часть ренты представляет его собственный доход. Данное деление, где доходы классов и сословий общества не только распределяются, но и обращаются, т.е. доходы одного класса являются одновременно расходами другого, было весьма прогрессивным для своего времени. Оно позволяло рассматривать торговлю, производство и потребление как единый экономический процесс.
P.S. Долго читал, вроде нашёл что-то) Удачи!)