Восточнее и юго-восточнее сарматов-аорсов жили другие ираноязычные племена и народы. Большая часть Средней Азии в древности была занята ими. Во второй половине I тыс. до н.э. основными племенными объединениями древних иранцев здесь были объединения массагетов и саков (некоторые ученые полагают, что массагеты были составной частью сакского племенного объединения). Саки и массагеты были хорошо знакомы писателям древности и сыграли видную роль в древней истории СССР.
Сако-массагетские племена Средней Азии были соседями сарматов, и в эпоху активных сарматских передвижений часть их была втянута в далекие миграции. Оказавшись в ходе этих перемещений на Северном Кавказе, ираноязычные выходцы из Средней Азии приняли активное участие в сложении средневековой народности алан, в которую они вошли в качестве одного из активных компонентов.
Коротко о массагетах. Это — донесенное до нас античными писателями обобщенное наименование группы родственных племен, обитавших восточнее Каспийского моря, главным образом в междуречье Амударьи и Сырдарьи, юго-восточнее сарматов-аорсов. Яркими археологическими памятниками, вероятно, оставленными сако-массагетами VII-V вв. до н.э., являются курганные могильники Тагискен и Уйгарак в низовьях Сырдарьи, обнаруживающие в погребальном обряде и инвентаре связи с савроматской культурой Приуралья и с культурой южных земледельческих районов Средней Азии (1, с. 197—208; 2).
В последующем массагеты были соседями аорсов, и часть аорсов, оче-видно, входила в массагетское объединение племен. Это тем более вероятно, что с глубокой древности (с эпохи бронзы) прослеживается заметное сходство в культуре обитателей Поволжско-Приуральских и Среднеазиатских областей. Особенно наглядно этнокультурная близость прослеживается во второй половине I тыс. до н.э. Массагеты и саки, жившие восточнее массагетов,— ближайшие сородичи савромато-сарматов, и эта общность происхождения и языка осознавалась теми и другими. Далекие воспоминания о былой общности происхождения всех ираноязычных народов сохранились и древнем мифе о герое-родоначальнике Траэтаоне, поделившем мир между своими сыновьями: Туром (прародитель туранцев), Сайрима (прародитель сарматов) и Арья (прародитель ариев).
Подобно аорсам массагеты в основном были кочевниками, хотя Страбон к массагетам причисляет и обитателей приаральских болот и островов: «Одни из них обитают в горах, другие — на равнинах, третьи — на болотах, которые образуют реки, четвертые — на островах в болотах» (3, с. 485). Четкого представления о массагетах у Страбона не было, и мы можем в его характеристике, приведенной выше, усматривать свидетельство их культурно-хозяйственной (вероятно, и племенной) неоднородности.
Восточнее и юго-восточнее сарматов-аорсов жили другие ираноязычные племена и народы. Большая часть Средней Азии в древности была занята ими. Во второй половине I тыс. до н.э. основными племенными объединениями древних иранцев здесь были объединения массагетов и саков (некоторые ученые полагают, что массагеты были составной частью сакского племенного объединения). Саки и массагеты были хорошо знакомы писателям древности и сыграли видную роль в древней истории СССР.
Сако-массагетские племена Средней Азии были соседями сарматов, и в эпоху активных сарматских передвижений часть их была втянута в далекие миграции. Оказавшись в ходе этих перемещений на Северном Кавказе, ираноязычные выходцы из Средней Азии приняли активное участие в сложении средневековой народности алан, в которую они вошли в качестве одного из активных компонентов.
Коротко о массагетах. Это — донесенное до нас античными писателями обобщенное наименование группы родственных племен, обитавших восточнее Каспийского моря, главным образом в междуречье Амударьи и Сырдарьи, юго-восточнее сарматов-аорсов. Яркими археологическими памятниками, вероятно, оставленными сако-массагетами VII-V вв. до н.э., являются курганные могильники Тагискен и Уйгарак в низовьях Сырдарьи, обнаруживающие в погребальном обряде и инвентаре связи с савроматской культурой Приуралья и с культурой южных земледельческих районов Средней Азии (1, с. 197—208; 2).
В последующем массагеты были соседями аорсов, и часть аорсов, оче-видно, входила в массагетское объединение племен. Это тем более вероятно, что с глубокой древности (с эпохи бронзы) прослеживается заметное сходство в культуре обитателей Поволжско-Приуральских и Среднеазиатских областей. Особенно наглядно этнокультурная близость прослеживается во второй половине I тыс. до н.э. Массагеты и саки, жившие восточнее массагетов,— ближайшие сородичи савромато-сарматов, и эта общность происхождения и языка осознавалась теми и другими. Далекие воспоминания о былой общности происхождения всех ираноязычных народов сохранились и древнем мифе о герое-родоначальнике Траэтаоне, поделившем мир между своими сыновьями: Туром (прародитель туранцев), Сайрима (прародитель сарматов) и Арья (прародитель ариев).
Подобно аорсам массагеты в основном были кочевниками, хотя Страбон к массагетам причисляет и обитателей приаральских болот и островов: «Одни из них обитают в горах, другие — на равнинах, третьи — на болотах, которые образуют реки, четвертые — на островах в болотах» (3, с. 485). Четкого представления о массагетах у Страбона не было, и мы можем в его характеристике, приведенной выше, усматривать свидетельство их культурно-хозяйственной (вероятно, и племенной) неоднородности.
Объяснение: