Вне всякого сомнения, географическое положение России -- отсутствие естественных границ на просто-рах Восточно-Европейской равнины -- обусловило широту пространств этого государства. Также нет сомнений, что в XVII столетии Россия являлась величайшей в мире по своей территории страной. Это географическое по своей сути обстоятельство определило характер российского абсолютизма. Н. А. Бердяев в статье «О власти пространств над русской душой» (сборник Судьба России) писал: «Государственное овладевание необъятными русски-ми пространствами сопровождалось страшной центра-лизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общест-венных сил. Всегда было слабо у русских сознание личных прав и не развита была самостоятельность классов и групп». По мысли Бердяева огромные про-странства легко давались русскому народу, но боль-ших сил и жертв стоила организация этих пространств в единое государство. Русский философ метафори-чески заключает, что «русская душа ушиблена ширью», она под гипнозом безграничности русских полей и Русского государства. Это проявилось в ухо-де духовной энергии россиян внутрь, в созерцание, и в отсутствии у русских искусства форм, и в «отсту-пательной» тактике в войнах, когда ратные люди упо-вали на то, что Мать-земля их сама собой утопив в своей безмерности неприятелей, и в очень слабо выраженной самодеятельности и активности русского человека.
Таким образом, мы видим, что пространство из географического фактора переходит в психологию, превращаясь из чисто внешнего фактора в судьбу народа. Россия XVII века дает нам примеры этого.
НЕ знаю точно это или нет
Вне всякого сомнения, географическое положение России -- отсутствие естественных границ на просто-рах Восточно-Европейской равнины -- обусловило широту пространств этого государства. Также нет сомнений, что в XVII столетии Россия являлась величайшей в мире по своей территории страной. Это географическое по своей сути обстоятельство определило характер российского абсолютизма. Н. А. Бердяев в статье «О власти пространств над русской душой» (сборник Судьба России) писал: «Государственное овладевание необъятными русски-ми пространствами сопровождалось страшной центра-лизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общест-венных сил. Всегда было слабо у русских сознание личных прав и не развита была самостоятельность классов и групп». По мысли Бердяева огромные про-странства легко давались русскому народу, но боль-ших сил и жертв стоила организация этих пространств в единое государство. Русский философ метафори-чески заключает, что «русская душа ушиблена ширью», она под гипнозом безграничности русских полей и Русского государства. Это проявилось в ухо-де духовной энергии россиян внутрь, в созерцание, и в отсутствии у русских искусства форм, и в «отсту-пательной» тактике в войнах, когда ратные люди упо-вали на то, что Мать-земля их сама собой утопив в своей безмерности неприятелей, и в очень слабо выраженной самодеятельности и активности русского человека.
Таким образом, мы видим, что пространство из географического фактора переходит в психологию, превращаясь из чисто внешнего фактора в судьбу народа. Россия XVII века дает нам примеры этого.