Англичанин Фредерик Миллинген в течение долгого времени жил в Турции, принял ислам и под именем Османа Сейфи-бея служил офицером в турецкой армии. В своей книге, вышедшей в 1868 г., вскоре после его возвращения из Турции, он подробно рассказал о проникновении иностранного капитала в экономику Турции и об усилении зависимости Османской империи от европейских держав.
Концессии, выданные иностранным компаниям на строительство многих линий железных дорог, обычно рассматри-ваются как меры, которые непременно вернут Турции ее былое богатство и процветание. Ничто не может так развитию внутренних ресурсов страны, как разумно составленная система железных дорог. Однако, когда железные дороги сооружаются лишь с целью облегчить ввоз товаров из-за границы (в чем можно убедиться, бросив взгляд на карты, которые показывают построенные в Турции железнодорожные пути), когда местное население находится на грани полного разорения, в подобных обстоятельствах выгоды, которые Турция должна получить от железных дорог, очень эфемерны.
...К несчастью, надо признать, что как в Турции, так и в странах, находящихся под турецким господством, население пребывает в состоянии полной нищеты. Во-первых, потому, что торговля полностью сосредоточена в руках иностранцев, которые, как паразиты, живут за счет местного населения, которое они довели до полного истощения. Во-вторых, потому, что сельское хозяйство и ремесла находятся в самом примитивном состоянии, а старинные промыслы разрушены конкуренцией иностранных мануфактур. В-третьих, потому, что полностью отсутствуют капиталы, необходимые для разви-тия сельского хозяйства и промышленности.
В подобных условиях богатеют лишь биржевые дельцы, железнодорожные подрядчики, столоначальники и писари. Что касается акционеров и прочего населения, то им при-дется еще очень долго ждать, прежде чем они смогут принять участие в прибылях.
Оттоманский банк и Генеральное общество кредита – по существу заведения1 того же рода. Эти учреждения, покровителем которых является Фуад2, призваны служить целям облегчения и упорядочения торговых сделок между Востоком и Западом. Однако торговля, как это уже было сказано, является монополией иностранцев, поэтому ясно, что подобные учреждения созданы почти исключительно в пользу последних, а в отношении местных интересов их влияние сугубо ограничено, если не пагубно. Одним словом, эти учреждения созданы и руководятся иностранцами в целях облегчения торговли иностранцев.в иностранных государствах. Ясно, что при таком положении вещей местное население можно сравнить лишь с топливом, которое необходимо для питания машины.
Оттоманский банк превосходно организован для того, чтобы выжимать из Турции последние су применявшиеся до сих пор алчными финансистами, все же оставляли что-то. Новый банк – это мощный насос, который высасывает все до последней капли. Чтобы распространить свои благодеяния в самые удаленные уголки империи, банк открыл свои отделения в различных провинциях, которые призваны ускорять выкачку денег до тех пор, пока не погасла последняя вспышка «восточного вопроса».
1 Автор имеет в виду иностранные банки, появившиеся в то время в Турции. Крупнейшим среди них был Оттоманский банк, основанный англо-французским капиталом. В 1863 г. он был объявлен имперским банком и благодаря огромным привилегиям сумел фактически подчинить себе все финансы страны.
2 Фуад-паша (1815-1861 гг.) – великий везир, проводивший политику подчинения Турции интересам западноевропейского капитала.
в Европе
аовдатвдаоадуиащкиа
Англичанин Фредерик Миллинген в течение долгого времени жил в Турции, принял ислам и под именем Османа Сейфи-бея служил офицером в турецкой армии. В своей книге, вышедшей в 1868 г., вскоре после его возвращения из Турции, он подробно рассказал о проникновении иностранного капитала в экономику Турции и об усилении зависимости Османской империи от европейских держав.
Концессии, выданные иностранным компаниям на строительство многих линий железных дорог, обычно рассматри-ваются как меры, которые непременно вернут Турции ее былое богатство и процветание. Ничто не может так развитию внутренних ресурсов страны, как разумно составленная система железных дорог. Однако, когда железные дороги сооружаются лишь с целью облегчить ввоз товаров из-за границы (в чем можно убедиться, бросив взгляд на карты, которые показывают построенные в Турции железнодорожные пути), когда местное население находится на грани полного разорения, в подобных обстоятельствах выгоды, которые Турция должна получить от железных дорог, очень эфемерны.
...К несчастью, надо признать, что как в Турции, так и в странах, находящихся под турецким господством, население пребывает в состоянии полной нищеты. Во-первых, потому, что торговля полностью сосредоточена в руках иностранцев, которые, как паразиты, живут за счет местного населения, которое они довели до полного истощения. Во-вторых, потому, что сельское хозяйство и ремесла находятся в самом примитивном состоянии, а старинные промыслы разрушены конкуренцией иностранных мануфактур. В-третьих, потому, что полностью отсутствуют капиталы, необходимые для разви-тия сельского хозяйства и промышленности.
В подобных условиях богатеют лишь биржевые дельцы, железнодорожные подрядчики, столоначальники и писари. Что касается акционеров и прочего населения, то им при-дется еще очень долго ждать, прежде чем они смогут принять участие в прибылях.
Оттоманский банк и Генеральное общество кредита – по существу заведения1 того же рода. Эти учреждения, покровителем которых является Фуад2, призваны служить целям облегчения и упорядочения торговых сделок между Востоком и Западом. Однако торговля, как это уже было сказано, является монополией иностранцев, поэтому ясно, что подобные учреждения созданы почти исключительно в пользу последних, а в отношении местных интересов их влияние сугубо ограничено, если не пагубно. Одним словом, эти учреждения созданы и руководятся иностранцами в целях облегчения торговли иностранцев.в иностранных государствах. Ясно, что при таком положении вещей местное население можно сравнить лишь с топливом, которое необходимо для питания машины.
Оттоманский банк превосходно организован для того, чтобы выжимать из Турции последние су применявшиеся до сих пор алчными финансистами, все же оставляли что-то. Новый банк – это мощный насос, который высасывает все до последней капли. Чтобы распространить свои благодеяния в самые удаленные уголки империи, банк открыл свои отделения в различных провинциях, которые призваны ускорять выкачку денег до тех пор, пока не погасла последняя вспышка «восточного вопроса».
1 Автор имеет в виду иностранные банки, появившиеся в то время в Турции. Крупнейшим среди них был Оттоманский банк, основанный англо-французским капиталом. В 1863 г. он был объявлен имперским банком и благодаря огромным привилегиям сумел фактически подчинить себе все финансы страны.
2 Фуад-паша (1815-1861 гг.) – великий везир, проводивший политику подчинения Турции интересам западноевропейского капитала.