Вступив на престол в 1894 г., Николай II уже в первой своей речи на встрече с общественностью заявил, что будет «охранять начала самодержавия также твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». И это не было только фразой: Николай II был убеждён в том, что он Божий помазанник, что Россия и монархия неразделимы, что его обязанность — сохранить историческое наследие предков. Отвечая на вопросы анкеты всеобщей переписи 1897 г., Николай II в графе о главном занятии написал: «Хозяин земли Русской*. На вопрос же о побочном занятии ответил: «Землевладелец».
Первая запись в анкете — выражение и фактической власти самодержца, и его психологии. Неограниченную власть царя стесняли лишь обязанность исповедовать православие и соблюдать закон о престолонаследии (наследование шло по мужской линии, в случае отсутствия у покойного государя сына трон переходил к его брату). Вторая запись не менее ярко свидетельствует о связи самодержавной власти с её исторической социальной основой — дворянством
Вступив на престол в 1894 г., Николай II уже в первой своей речи на встрече с общественностью заявил, что будет «охранять начала самодержавия также твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». И это не было только фразой: Николай II был убеждён в том, что он Божий помазанник, что Россия и монархия неразделимы, что его обязанность — сохранить историческое наследие предков. Отвечая на вопросы анкеты всеобщей переписи 1897 г., Николай II в графе о главном занятии написал: «Хозяин земли Русской*. На вопрос же о побочном занятии ответил: «Землевладелец».
Первая запись в анкете — выражение и фактической власти самодержца, и его психологии. Неограниченную власть царя стесняли лишь обязанность исповедовать православие и соблюдать закон о престолонаследии (наследование шло по мужской линии, в случае отсутствия у покойного государя сына трон переходил к его брату). Вторая запись не менее ярко свидетельствует о связи самодержавной власти с её исторической социальной основой — дворянством