В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Факторы определившие возникновение АХ (нового классового общества): 1. глубокий социально-экономический кризис: усилиление имущественной, а затем и социальная дифференциация, в собственность шейхов и племенных старейшин перешел лучший скот и лучшие земли оазисов, появились рабы, право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей, усилилась межплеменная рознь, происходили постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота. Так в обстановке рождалось новое (классовое) общество; 2. Возникновение новой религии (ислама). Связано с именем Мухаммеда (около 570—632). Мухаммед провозглашал необходимость исключить межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность.
Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений. К этому времени (20—30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.
Общественный строй (халифат в VII—X вв.) Под руководством халифов («заместителей пророка») в VII—VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство — Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.
Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота по формированию феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата пыла неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития.
Государственный строй. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):
Диван, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных за службу;Диван, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;Диван, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосред ственно перед ним ответственны. Среди них первое место принад лежало везиру (или визирю).
Местные органы государственного управления. Первоначально в завоеванных византийских и иранских провинциях функционирова ли оставшиеся почти без изменений местные административно-фи нансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей Как правило, управляли ими военные наместники — эмиры, от ветственные только перед халифом. В их ведении находились воо руженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление
Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений. К этому времени (20—30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.
Общественный строй (халифат в VII—X вв.) Под руководством халифов («заместителей пророка») в VII—VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство — Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.
Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота по формированию феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось. Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата пыла неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития.
Государственный строй. Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):
Диван, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных за службу;Диван, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;Диван, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосред ственно перед ним ответственны. Среди них первое место принад лежало везиру (или визирю).
Местные органы государственного управления. Первоначально в завоеванных византийских и иранских провинциях функционирова ли оставшиеся почти без изменений местные административно-фи нансовые учреждения. Знать, захватив земли и другую военную добычу, ограничивалась учреждением высшего управления, включавшего военное управление и надзор за сбором различных платежей.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей Как правило, управляли ими военные наместники — эмиры, от ветственные только перед халифом. В их ведении находились воо руженные силы. Специальные отряды наемников, возглавляемые мутасибами, несли полицейскую службу. Эмирам подчинялись местный аппарат, административно-финансовое управление