Во ІІ половине ХІХ века в Казахстане развитие просветительства и образования играла важную роль. После окончательного присоединения Казахстана и Средней Азии к Российской империи, административных реформ в 1867-1868 и 1891 годов просветительство и образование распространялось не только среди русского населения, но и среди других народов. Если до 60-х годов в Казахстане мусульманские конфессиональные школы выполняли главную роль, то позже начались повсеместно открываться казахско-русские школы. Во ІІ половине ХІХ века роль мусульманского духовенства считалось одним из главных вопросов колониальной администрации. Правительство, заметив авторитет и почтение представителей духовенства среди простого населения, не забыло узаконить свои интересы относительно их деятельности. В 50-60-е годы ХІХ века Министерство внутренних дел пыталось создать единую систему управления духовными делами мусульман, и подчинить это управление к Оренбургскому магометанскому духовному собранию и к Таврическому магометанскому духовному правлению. Но эта система не была полностью сформирована. Во ІІ половине ХІХ века представители администрации мусульманских регионов, считая, что мусульманская деятельность негативно воздействует на политику, предложили их изолировать и ограничить их возможности. Например, ограничить власть мулл, лишить их звания специального представителя мусульман. Однако, представители власти не забывали и о том, чтобы не вызвать их возмущения. Для этого они пытались узаконить свои интересы касательно их деятельности и держать их на виду. К другим областям, которые присоединились позже, эта тактика применялась по-другому. Представители мусульманского духовенства считались только верослужителями и им не давали специального звания. Во «Временном положении об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской областей» были утверждены основные принципы развития и вопросы просвещения в Казахстане. Казахи по общественному согласию добровольно могли собирать деньги и расходовать их на просвещение или благотворительность. Муллы должны были брать специальное разрешение уездных начальников для обучения мусульманской грамоте население, а также разрешалось открытие школ, обучающей грамоте помимо религиозного обучения при мечетях, но средства предусматривались только за счет народа. В каждом волостном управление независимо от национальности должны были быть школы начального образования. Школьная программа должна была утверждаться генерал-губернатором по согласованию с министром народного просвещения. Преподаватели с разрешения представителей местной власти могли обучать казахских детей у себя дома. Нашлись грамотные и образованные люди, которые стремились открыть глаза безграмотному народу. Среди таких людей был и Исмаил бек Гаспринский, принесший новые методы обучения мусульманской грамоте..
Во ІІ половине ХІХ века в Казахстане развитие просветительства и образования играла важную роль. После окончательного присоединения Казахстана и Средней Азии к Российской империи, административных реформ в 1867-1868 и 1891 годов просветительство и образование распространялось не только среди русского населения, но и среди других народов. Если до 60-х годов в Казахстане мусульманские конфессиональные школы выполняли главную роль, то позже начались повсеместно открываться казахско-русские школы. Во ІІ половине ХІХ века роль мусульманского духовенства считалось одним из главных вопросов колониальной администрации. Правительство, заметив авторитет и почтение представителей духовенства среди простого населения, не забыло узаконить свои интересы относительно их деятельности. В 50-60-е годы ХІХ века Министерство внутренних дел пыталось создать единую систему управления духовными делами мусульман, и подчинить это управление к Оренбургскому магометанскому духовному собранию и к Таврическому магометанскому духовному правлению. Но эта система не была полностью сформирована. Во ІІ половине ХІХ века представители администрации мусульманских регионов, считая, что мусульманская деятельность негативно воздействует на политику, предложили их изолировать и ограничить их возможности. Например, ограничить власть мулл, лишить их звания специального представителя мусульман. Однако, представители власти не забывали и о том, чтобы не вызвать их возмущения. Для этого они пытались узаконить свои интересы касательно их деятельности и держать их на виду. К другим областям, которые присоединились позже, эта тактика применялась по-другому. Представители мусульманского духовенства считались только верослужителями и им не давали специального звания. Во «Временном положении об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской областей» были утверждены основные принципы развития и вопросы просвещения в Казахстане. Казахи по общественному согласию добровольно могли собирать деньги и расходовать их на просвещение или благотворительность. Муллы должны были брать специальное разрешение уездных начальников для обучения мусульманской грамоте население, а также разрешалось открытие школ, обучающей грамоте помимо религиозного обучения при мечетях, но средства предусматривались только за счет народа. В каждом волостном управление независимо от национальности должны были быть школы начального образования. Школьная программа должна была утверждаться генерал-губернатором по согласованию с министром народного просвещения. Преподаватели с разрешения представителей местной власти могли обучать казахских детей у себя дома. Нашлись грамотные и образованные люди, которые стремились открыть глаза безграмотному народу. Среди таких людей был и Исмаил бек Гаспринский, принесший новые методы обучения мусульманской грамоте..