ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ 1. Иван Грозный в оценках потомков.
С дополнительной литературы и Интернета подберите высказы-
вания историков и публицистов об Иване Грозном и результатах его правле-
ния. Проведите в классе обсуждение этих высказываний. Почему оценки это-
исторического деятеля столь противоречивы? Почему распространена
версия «двух Иванов Грозных» (первой и второй половины правления)? Ре-
зультаты исследования разложите в виде тезисов выступления по данной теме
перед одноклассниками.
Для начала, давайте разберемся, что значит "оценки исторического деятеля столь противоречивы". В нашем случае, это означает, что у историков и публицистов есть разные точки зрения и мнения относительно Ивана Грозного и его правления. Одни считают его великим правителем, который принес России много пользы, а другие видят его как жестокого тирана, оставившего в истории лишь кровавые следы.
Чтобы получить ответы на наш вопрос, мы обратимся к дополнительной литературе и интернету для того, чтобы найти цитаты и высказывания историков и публицистов о Иване Грозном и его правлении. В процессе обсуждения этих высказываний в классе мы сможем лучше понять, почему оценки этого исторического деятеля столь противоречивы.
Почему же так случилось, что оценки исторического деятеля могут быть так разными? Возможных причин может быть несколько. Во-первых, нет однозначного ответа на вопрос, что такое "хороший" или "плохой" правитель. Каждый историк или публицист может оценивать деятельность Ивана Грозного с учетом своей собственной точки зрения, своих ценностей и суждений. Кроме того, мы не можем полностью понять тот контекст, в котором Иван Грозный принимал свои решения. Нам неизвестны все детали его правления и то, какие именно задачи и цели он ставил перед собой.
Тем не менее, существует интересная и распространенная вариант оценки правления Ивана Грозного - версия "'двух Иванов Грозных' (первой и второй половины правления)". Эта версия предлагает разделить правление Ивана Грозного на два периода. Первая половина правления характеризуется его стремлением к реформам и укреплению государства, в то время как во второй половине правления он становится все более жестоким и подозрительным, что приводит к массовым репрессиям и террору.
Итак, для нашего выступления мы можем сформулировать несколько тезисов, основанных на исследовании и обсуждении высказываний историков и публицистов:
1. Оценки Ивана Грозного и его правления противоречивы, потому что каждый историк или публицист смотрит на него с разных точек зрения и учитывает свои собственные ценности и суждения.
2. Недостаток полной информации о его правлении и контексте, в котором он принимал решения, делает оценку его правления сложной.
3. Вариант "двух Иванов Грозных" дает нам возможность разделить правление Ивана Грозного на два периода, первый из которых характеризуется реформами и укреплением государства, а второй - усиливающимся террором и репрессиями.
Таким образом, Иван Грозный - фигура истории, чье правление вызывает множество противоречивых мнений. Оценка его деятельности зависит от суждений и ценностей каждого историка или публициста. Весьма интересным является вариант "двух Иванов Грозных", который позволяет разделить его правление на два противоположных периода. Наша задача - исследовать факты, обсудить мнения и презентовать полученные тезисы перед одноклассниками.