АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед-
ливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления
классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес-
кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя-
лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос-
редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов
и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте-
пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да-
же символический характер, так что Афина считается порождением
одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды
лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем
при Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его
головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про-
изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи-
ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской
мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже
превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре-
ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна
Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли-
жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо-
щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя-
влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс-
кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных
атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме-
евласой Медузы, который обладает огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи-
ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит
молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды.
Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев-
лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле-
бороздной").
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи-
тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе-
риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с
титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного
из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.
АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справед-
ливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",
греч. metis - "мысль", "размышление") - периода оформления
классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героичес-
кой мифологии периода патриархата, в которой особенно выделя-
лось мужское организующее начало. Афина является как бы непос-
редственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов
и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Посте-
пенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и да-
же символический характер, так что Афина считается порождением
одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.
Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды
лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем
при Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову
топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его
головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие про-
изошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получи-
ла прозвище Тритониды или Тритогенеи.
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской
мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже
превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития гре-
ческой мифологии - матриархате. Силой и мудростью она равна
Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - бли-
жайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мо-
щи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проя-
влявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями
крито-микенского периода. Изображение богини со щитом микенс-
кого времени - прообраз олимпийской Афины. Среди непременных
атрибутов Афины - эгида - щит из козьей шкуры с головой зме-
евласой Медузы, который обладает огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афи-
ны. Её рождение сопровождается золотым дождем, она хранит
молнии Зевса. Её изображение, т.н. палладий, упало с неба
(отсюда Афина Паллада).
По Геродоту, Афина - дочь Посейдона и нимфы Тритониды.
Отождествлялась Афина с дочерьми Кекропа - Пандросой ("всев-
лажной") и Аглаврой ("световоздушной"), или Агравлой ("поле-
бороздной").
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины счи-
тались "деревьями судьбы", и сама Афина мыслилась как судьба
и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в пе-
риод героической мифологии направляет свою силу на борьбу с
титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина убивает одного
из гигантов, на другого она наваливает остров Сицилия, с
третьего сдирает кожу и покрывает ею свое тело во время сра-
жения.