Жителям Вены хорошо знаком этот пожилой коренастый человек, с широколобым, обветренным лицом и взлохмаченными волосами. Ежедневно, в любую погоду, он выходит из дому. Чувствовать простор, видеть небо ему так же необходимо, как писать музыку. Быстрыми шагами идёт он вдоль крепостного вала. Смотрит на низко бегущие тучи, видит, как гнутся под ветром деревья, беспокойно летают птицы. Но птичьего крика и шума ветра он не слышит. Бетховен глух.
Это началось ещё в ту пору, когда к нему пришла слава. Он - знаменитый пианист и композитор. В музыке его глубокие чувства, стремительный порыв. Ровесник Французской революции, Бетховен вдохновлён идеями свободы, равенства и братства людей. Он полон сил, больших музыкальных замыслов. И тут его настигает несчастье, самое страшное для музыканта, - глухота. Будет ли он сломлен судьбой? Кто победит в этой схватке - отчаяние или воля к жизни и творчеству? И воля художника побеждает.
8 мучительной борьбе с недугом рождается "Героическая симфония".
Эту симфонию Бетховен хотел посвятить "великому полководцу революции" Наполеону. Но, узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен приходит в ярость. Сверху донизу композитор разрывает лист, на котором написано посвящение. Симфония теперь будет называться "Героическая".
Глухота усиливается. Бетховену всё трудней бывать с людьми, и только общение с природой, как и в детстве, наполняет его счастьем. Мир звуков несёт он теперь в себе самом. И этот прекрасный мир открывается в музыке "Пасторальной симфонии". В ней - журчание ручья и гомон птиц, живые шумы набежавшей грозы и простой напев пастушьего рожка. Годы идут ни один звук из окружающего мира не проникает к Бетховену.
Давно уже смолкли залпы революции, императоры и короли прочно сидят на своих престолах, и их министры изгоняют даже тень свободы. Но Бетховен верен себе, независим и свободолюбив, как прежде. Повстречавшись на прогулке с австрийской императрицей и герцогами, Бетховен заставляет их расступиться и проходит, едва прикоснувшись к шляпе.
Гордец? Нет, он не гордец.
"Истинный художник лишён гордости, - писал Бетховен. - Он видит, что искусство безгранично, он чувствует, как далеко ему до цели".
Искусству посвящена вся жизнь Бетховена. Погружённый в работу, он забывает о сне, о здоровье. Часто болеет, живёт в нужде. Он одинок, но сколько любви к людям, как много веры в добро в этом вспыльчивом и хмуром на вид человеке! В эту пору он создаёт Девятую, последнюю, симфонию. Гимном "К радости" заканчивается она. Звучит широкая, светлая мелодия. "Обнимитесь, миллионы!" - зовёт многоголосый хор.
Музыка Бетховена останется навсегда дорога людям. В эту музыку Бетховен вложил всю свою любовь к ним и веру в их свободу и счастье.
Жителям Вены хорошо знаком этот пожилой коренастый человек, с широколобым, обветренным лицом и взлохмаченными волосами. Ежедневно, в любую погоду, он выходит из дому. Чувствовать простор, видеть небо ему так же необходимо, как писать музыку. Быстрыми шагами идёт он вдоль крепостного вала. Смотрит на низко бегущие тучи, видит, как гнутся под ветром деревья, беспокойно летают птицы. Но птичьего крика и шума ветра он не слышит. Бетховен глух.
Это началось ещё в ту пору, когда к нему пришла слава. Он - знаменитый пианист и композитор. В музыке его глубокие чувства, стремительный порыв. Ровесник Французской революции, Бетховен вдохновлён идеями свободы, равенства и братства людей. Он полон сил, больших музыкальных замыслов. И тут его настигает несчастье, самое страшное для музыканта, - глухота. Будет ли он сломлен судьбой? Кто победит в этой схватке - отчаяние или воля к жизни и творчеству? И воля художника побеждает.
8 мучительной борьбе с недугом рождается "Героическая симфония".
Эту симфонию Бетховен хотел посвятить "великому полководцу революции" Наполеону. Но, узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен приходит в ярость. Сверху донизу композитор разрывает лист, на котором написано посвящение. Симфония теперь будет называться "Героическая".
Глухота усиливается. Бетховену всё трудней бывать с людьми, и только общение с природой, как и в детстве, наполняет его счастьем. Мир звуков несёт он теперь в себе самом. И этот прекрасный мир открывается в музыке "Пасторальной симфонии". В ней - журчание ручья и гомон птиц, живые шумы набежавшей грозы и простой напев пастушьего рожка. Годы идут ни один звук из окружающего мира не проникает к Бетховену.
Давно уже смолкли залпы революции, императоры и короли прочно сидят на своих престолах, и их министры изгоняют даже тень свободы. Но Бетховен верен себе, независим и свободолюбив, как прежде. Повстречавшись на прогулке с австрийской императрицей и герцогами, Бетховен заставляет их расступиться и проходит, едва прикоснувшись к шляпе.
Гордец? Нет, он не гордец.
"Истинный художник лишён гордости, - писал Бетховен. - Он видит, что искусство безгранично, он чувствует, как далеко ему до цели".
Искусству посвящена вся жизнь Бетховена. Погружённый в работу, он забывает о сне, о здоровье. Часто болеет, живёт в нужде. Он одинок, но сколько любви к людям, как много веры в добро в этом вспыльчивом и хмуром на вид человеке! В эту пору он создаёт Девятую, последнюю, симфонию. Гимном "К радости" заканчивается она. Звучит широкая, светлая мелодия. "Обнимитесь, миллионы!" - зовёт многоголосый хор.
Музыка Бетховена останется навсегда дорога людям. В эту музыку Бетховен вложил всю свою любовь к ним и веру в их свободу и счастье.