Таким образом, реформы Петра I заложили основы современной школы, современного образования. Вместе с тем, реформы Петра несли в себе и целый ряд недостатков. Так форсированное развитие образования приводило к тому, что общество не успевало за ним. А потому, открыв школы, приходилось насильно набирать в них учеников, открыв Академию и университет, пришлось завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для университета. Усиление государственности и крепостной зависимости привели к тому, что образование все меньше становилось потребностью широких слоев населения, а потому уровень грамотности в России в XVIII в. упал по сравнению с предшествующим веком. Вообще зависимость русского образования от государства была настолько сильна, что до середины XIX века русский человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в. фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал и жесткий характер отношений в школах, ннтернатный тип ряда учебно-воспитательных учреждений лишал детей семейного воспитания. К тому же реформы Петра едва ли не до середины XIX в. исключали участие общественности в делах образования. Все это определило то, что новое образование приживалось с большим трудом на русской почве. Примечательно, что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве, где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия. Конечно, надо иметь в виду, что все это объясняется исторической ситуацией, в которой оказалась Россия, когда ей пришлось догонять передовые страны Европы, а поэтому приходилось действовать сверху и быстро.
Россия к началу царствования Петра I, во всяком случае, в отношении использования практических достижений европейской науки, отнюдь не была отсталым государством, хотя и имелось большое отставание от уровня европейских государств. Существенный толчок в развитии российской науки произошёл в период правления Петра I. Во время «Великого посольства» 1697—1698 гг. Петр уже имел программу внедрения науки в жизнь своей страны. Огромную роль в развитии российской науки играло общение Петра с немецким ученым и философом Г. В. Лейбницем.В задачи Академии Наук входило: исследования природных богатств России, исследование новых земель и составление карт, исследования в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии, издание всей в стране литературы (кроме церковной).