Машина т. нюькомена была крайне . она преобразовывала в механическую только 1% тепловой энергии, а потому потребляла много топлива. джеймс уатт запатентовал машину нового типа. в этой машине пар до конденсации отводился в отдельный резервуар через трубопровод с клапаном. цилиндр оставался все врмемя горячим, его не приходилось охлаждать. так пароатмосферная машина превратилась в паровую. джеймс уатт зарегистрировал патент на свое изобретение в 1769 году. при этом в документе значилось, что он изобрел не новую паровую машину, а паровой двигатель, температура которого всегда равнялась температуре пара. таким образом, не нужно было вновь наращивать габариты – последнее слово оставалось за компактными паровыми машинами, которые совсем скоро стали использоваться во всех отраслях промышленности.