Джадидизм – либеральное движение татарской и центральноазиатской интел лигенции (конец XIX – начало XX вв.). В целях социально-культурного развития Центральной азии в новом направлении предлагали ряд реформ в области образования, историографии, литературы, печати, религии, искусства. медресе – религиозное учебное заведение при мечетях.
1. Традиционное обучение казахов.
Казахский народ всегда чтил образованность и грамотность. На развитие образования в Казахстане в первой половине XIX века повлияли следующие факторы: присоединение Казахстана к России, принятие Устава 1822г. и Устава 1824г.
В XIX веке в Казахстане образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому, а обучение казахских детей проводилось в мектебах (начальная школа) и медресе (высшая школа), которые давали мусульманское образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Мектебы посещали преимущественно мальчики. В медресе готовили мулл и преподавателей мектебов, срок обучения составлял 3-4 года. Молодые наставники медресе пополняли свои знания в религиозных учебных заведениях Бухары и Ташкента, Уфы, Оренбурга, Троицка. В медресе практически изучались почти все предметы, закладывающие прочную основу знаний. Главное назначение религиозных учебных заведений заключалось в воспитании у учащихся высоких нравственных качеств. Они не ограничивались только задачами религиозного свойства. Мектебы и медресе до административно-территориальных реформ 1867-1868 гг. функционировали без ограничений. Но с принятием реформ деятельность религиозных школ была определена решением царского правительства от 26 марта 1870г., где указывалось об обязательном преподавании русского языка в данных учебных заведениях. И для открытия мектебов и медресе теперь требовалось получение специального разрешения от уездного начальника.
2.Новометодные школы
Движение за реформирование мусульманских школ возглавили джадидисты в конце XIX века, потому что мектебы и медресе перестали удовлетворять запросы общества. Джадидизм – интеллектуальное движение среди мусульманских народов в Российской империи конца XIX - начала XXвв. Представители джадидизма критиковали духовный застой в обществе, вели просветительскую борьбу против колониальной политики царской России. Развитие данного течения привело к открытию школ-медресе нового поколения - новометодных школ. Джадидисты предлагали заменить буквослагательный метод обучения, который длился до 3 лет на звуковой метод, по звукам можно было обучиться за 2-3 месяца. Одним из основателей этого направления был тюркский просветитель И. Гаспринский, который утверждал, что наряду с религиозными предметами в организациях образования необходимы география, математика, история, биология.
Татары Волжско-Уральского региона стали основными распространителями джадидизма. Основной целью было развитие образования. Школы и медресе в Казани, Оренбурге, Троицке освоили новые методы и превратились в центры мусульманского общественно-политического движения.
3. Культурно-просветительская миссия хана Жангира
Хан Жангир много внимания уделял просвещению своих подданных, внедрению европейской культуры и образования, развитию ислама. В 1835 г. по его указанию была построена мечеть. Хан увеличил численность мулл в аулах, выполнявших функции письмоводителей и духовных наставников. Правитель показывал личный пример в богослужении.
В 1841 г. по инициативе Жангира появилась первая светская школа, в которой изучали русский, арабский, персидский
языки, а также азы математики, географии, истории и т. д. Это учебное заведение содержалось за счет его же финансовых средств. Он был не только сторонником обучения местной молодежи в учебных заведениях России, но и сам лично прилагал усилия для отправки их на учебу в Санкт-Петербург, Москву,Астрахань, Саратов, Казань и Оренбург. Например, хану удалось выбить для своих подданных 10 вакансий в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе.Как писал А. Алекторов, «Джангер хотел дать европейское образование не только своим детям, но и детям других киргизов». Впоследствии некоторые из выходцев Бокеевской Орды Учащиеся мектеба Жангир хан
прославились как выдающиеся инженеры, лесоводы, военные и ученые. Жангир повсеместно внедрял делопроизводство и даже создал собственную архивную службу. В области здравоохранения хан ввел в практику прививки от инфекционных болезней. Его усилиями во Внутренней Орде появились также больница и аптека.
Задание. ответьте на вопросы:
1. По каким направлениям развивалось образование в крае в XIX веке?
2. Каково значение появления новометодных школ ( не менее 5 предложений)
3. В чём заключалась Культурно-просветительская миссия хана Жангира