Получив более тесное значение при княжем дворе, звание боярина расширилось вне правительственной сферы: на языке частных гражданских отношений боярами независимо от придворной иерархии назывались все служилые привилегированные землевладельцы и рабовладельцы по тесной связи тогдашнего землевладения с рабовладением. Таким является боярин в Русской Правде и с таким же значением проходит это слово по памятникам нашего права до самого XVIII века. Рабовладение было юридической и экономической основой боярской вотчины. Частное привилегированное землевладение в древней Руси развилось из рабовладения. Вотчина частного владельца юридически и экономически зарождалась из того, что рабовладелец сажал на землю для ее хозяйственной эксплуатации своих холопов; земля прикреплялась к лицу, становилась его собственностью посредством того, что к ней прикреплялись люди, лично ему крепкие, составляющие его собственность; холоп становился юридическим проводником права владения на землю и экономическим орудием хозяйственной эксплуатации последней. На языке древнерусского гражданского права боярин от времен Русской Правды и вплоть до указов Петра Великого значил не то, что при дворе древнерусского князя и московского князя: здесь он был высшим служилым чином, получив специальное значение советника, постоянного княжого "думца" или "думника", а там служилым привилегированным землевладельцем и рабовладельцем. Холоп назывался боярским, село боярским селом, работа на пашне землевладельца боярским делом, боярщиной, независимо от того, носил ли землевладелец при дворе звание боярина или нет.
дворе, звание боярина расширилось вне правительственной сферы: на языке
частных гражданских отношений боярами независимо от придворной иерархии
назывались все служилые привилегированные землевладельцы и рабовладельцы
по тесной связи тогдашнего землевладения с рабовладением. Таким является
боярин в Русской Правде и с таким же значением проходит это слово по
памятникам нашего права до самого XVIII века. Рабовладение было
юридической и экономической основой боярской вотчины. Частное
привилегированное землевладение в древней Руси развилось из
рабовладения. Вотчина частного владельца юридически и экономически
зарождалась из того, что рабовладелец сажал на землю для ее
хозяйственной эксплуатации своих холопов; земля прикреплялась к лицу,
становилась его собственностью посредством того, что к ней прикреплялись
люди, лично ему крепкие, составляющие его собственность; холоп
становился юридическим проводником права владения на землю и
экономическим орудием хозяйственной эксплуатации последней. На языке
древнерусского гражданского права боярин от времен Русской Правды и
вплоть до указов Петра Великого значил не то, что при дворе
древнерусского князя и московского князя: здесь он был высшим служилым
чином, получив специальное значение советника, постоянного княжого
"думца" или "думника", а там служилым привилегированным землевладельцем
и рабовладельцем. Холоп назывался боярским, село боярским селом, работа
на пашне землевладельца боярским делом, боярщиной, независимо от того,
носил ли землевладелец при дворе звание боярина или нет.