При Александре I было создано министерство просвещения, страну разделили на учебные округа. В 1804 г. открыты мужские гимназии, действовали реальные училища, широко распространилось домашнее образование, расширилось число частных пансионов. Помимо Московского появились университеты в Петербурге, Киеве, Харькове, Казани, Тарту, Одессе и др. городах. В 1811 г. открыт Царскосельский лицей. При Николае I открылось насколько военных училищ. Александр II провел реформу просвещения. В 1863 г. введен университетский устав, утвердивший автономию и демократизм университетов. Школьный устав 1864 г. давал формальное равенство в обучении, расширял сеть школ. С 1870 г. начали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы. При Александре III усилилось гонение на образование. В 1887 г. был издан циркуляр "О кухаркиных детях" - запрет принимать в гимназии детей из низших сословий. Из учебных заведений стали изгонять передовых преподавателей. Ликвидирована университетская автономия. Преследовалась печать, ужесточилась цензура, значительно усилилось влияние Церкви.
При Николае I открылось насколько военных училищ.
Александр II провел реформу просвещения. В 1863 г. введен университетский устав, утвердивший автономию и демократизм университетов. Школьный устав 1864 г. давал формальное равенство в обучении, расширял сеть школ. С 1870 г. начали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы.
При Александре III усилилось гонение на образование. В 1887 г. был издан циркуляр "О кухаркиных детях" - запрет принимать в гимназии детей из низших сословий. Из учебных заведений стали изгонять передовых преподавателей. Ликвидирована университетская автономия. Преследовалась печать, ужесточилась цензура, значительно усилилось влияние Церкви.