Шах Ислам Хатаи родился 17 июня 1487 г. в Ардебиле, умер 23 мая 1524 г. там же.
Годы правления 1501-1524.
Шах Исмаил Хатаи был великим монархом. Пуская в ход силу и ум, великодушие и благородство, он уже в 14 лет захватив столицу Тебриз, объявил себя шахиншахом Азербайджана. В два года он вместе со своими братьями и матерью оказался в тюрьме, в семь стал править Ардебилем, в 14 объявил себя шахиншахом Азербайджана, а к 23-м годам контролировал Восточную Турцию, часть Грузии, Азербайджан, Ирак, Иран, Афганистан и государство Узбеков-вот этапы его стремительного восхождения к славе. Прекрасное образование и глубокая вера во Всевышнего сформировали из него одного из самых лучших правителей в истории человечества.
Карл Маркс так сказал о нём: "Основатель династии Сефевидов Шах Исмаил был завоевателем. За четырнадцать лет своего правления, он покорил четырнадцать областей."
Эпоха предшествующая вступлению на трон шаха
В конце XV века междоусобицы между акгоюнлинскими принцами привели к ослаблению государства. Мелкие и крупные феодалы, обирали крестьян и это становилось причиной кризиса сельского хозяйства, что ещё более ухудшало положение сельских тружеников. Непомерные налоги, разрушенные дороги, произвол чиновников и прочие обстоятельства привели страну к полному упадку. Умные головы Азербайджана понимали необходимость создания единого, централизованного государства.
В этот момент на политической арене Азербайджана появилась религиозно-политическая организация Сефевидов. Её основателем был 26-й потомок дочери Пророка Мухаммеда (с.)-Фатимы (а.) и Имама Али (а.)-шейх Сефиаддин Ардебили (1252-1334). Сефевиды призывали людей к социальному равенству и всеобщему братству и поэтому нашли много последователей не только по всему Азербайджану, но и в Сирии, Малой Азии, Гилане и других странах. Сефевидам удалось создать маленькое религиозное государство-Ардебиль (типа Папской области), где официальным вероисповеданием был объявлен шиизм.
Ближе к концу XV века 6-й сефевидский шейх-Гейдар поставил себе целью объединить раздробленные азербайджанские земли в составе единого государства, но был предательски убит братом своей жены-акгоюнлинским королём Ягубом, видевшим в Гейдаре политического противника. Ягуб заключил детей Гейдара-Султанали, Ибрагима и 2-х летнего Исмаила в темницу Истехр. После смерти короля между его родственниками Байсонгуром и Рустамом началась борьба за трон. Последний, надеясь использовать сефевидов против Байсонгура, освободил братьев из тюрьмы. Сразу после освобождения старший из братьев-Султанали выступил вместе с силами Рустама в походе против Байсонгура. Бой, завершился победой объединённых сил Рустама и Султанали. Байсонгур и его союзники потерпели поражение, а он сам был убит. Султанали с победой возвратился в Ардебиль. Но героизм и умение, которое показали в бою Султанали и его сефевиды, напугало преспешников Рустама. По наушению своего всемогущего визиря Абих Султана, он убивает Султанали. Чтобы Исмаила от той же участи, приближённые увозят его в соседний Гилан. Там, несмотря на все попытки, Рустаму не удаётся убить Исмаила. В Гилане будущий шах получает образование под руководством лучших учёных своего времени. К нему на поклон приезжают знатные сефевиды из Караджадага, Ардебиля, Сирии и выражают свою покорность.
Шах Ислам Хатаи родился 17 июня 1487 г. в Ардебиле, умер 23 мая 1524 г. там же.
Годы правления 1501-1524.
Шах Исмаил Хатаи был великим монархом. Пуская в ход силу и ум, великодушие и благородство, он уже в 14 лет захватив столицу Тебриз, объявил себя шахиншахом Азербайджана. В два года он вместе со своими братьями и матерью оказался в тюрьме, в семь стал править Ардебилем, в 14 объявил себя шахиншахом Азербайджана, а к 23-м годам контролировал Восточную Турцию, часть Грузии, Азербайджан, Ирак, Иран, Афганистан и государство Узбеков-вот этапы его стремительного восхождения к славе. Прекрасное образование и глубокая вера во Всевышнего сформировали из него одного из самых лучших правителей в истории человечества.
Карл Маркс так сказал о нём: "Основатель династии Сефевидов Шах Исмаил был завоевателем. За четырнадцать лет своего правления, он покорил четырнадцать областей."
Эпоха предшествующая вступлению на трон шаха
В конце XV века междоусобицы между акгоюнлинскими принцами привели к ослаблению государства. Мелкие и крупные феодалы, обирали крестьян и это становилось причиной кризиса сельского хозяйства, что ещё более ухудшало положение сельских тружеников. Непомерные налоги, разрушенные дороги, произвол чиновников и прочие обстоятельства привели страну к полному упадку. Умные головы Азербайджана понимали необходимость создания единого, централизованного государства.
В этот момент на политической арене Азербайджана появилась религиозно-политическая организация Сефевидов. Её основателем был 26-й потомок дочери Пророка Мухаммеда (с.)-Фатимы (а.) и Имама Али (а.)-шейх Сефиаддин Ардебили (1252-1334). Сефевиды призывали людей к социальному равенству и всеобщему братству и поэтому нашли много последователей не только по всему Азербайджану, но и в Сирии, Малой Азии, Гилане и других странах. Сефевидам удалось создать маленькое религиозное государство-Ардебиль (типа Папской области), где официальным вероисповеданием был объявлен шиизм.
Ближе к концу XV века 6-й сефевидский шейх-Гейдар поставил себе целью объединить раздробленные азербайджанские земли в составе единого государства, но был предательски убит братом своей жены-акгоюнлинским королём Ягубом, видевшим в Гейдаре политического противника. Ягуб заключил детей Гейдара-Султанали, Ибрагима и 2-х летнего Исмаила в темницу Истехр. После смерти короля между его родственниками Байсонгуром и Рустамом началась борьба за трон. Последний, надеясь использовать сефевидов против Байсонгура, освободил братьев из тюрьмы. Сразу после освобождения старший из братьев-Султанали выступил вместе с силами Рустама в походе против Байсонгура. Бой, завершился победой объединённых сил Рустама и Султанали. Байсонгур и его союзники потерпели поражение, а он сам был убит. Султанали с победой возвратился в Ардебиль. Но героизм и умение, которое показали в бою Султанали и его сефевиды, напугало преспешников Рустама. По наушению своего всемогущего визиря Абих Султана, он убивает Султанали. Чтобы Исмаила от той же участи, приближённые увозят его в соседний Гилан. Там, несмотря на все попытки, Рустаму не удаётся убить Исмаила. В Гилане будущий шах получает образование под руководством лучших учёных своего времени. К нему на поклон приезжают знатные сефевиды из Караджадага, Ардебиля, Сирии и выражают свою покорность.