Джон Lilburne, 1615-57) — английский политический деятель XVII в., принадлежал к джентри. Уже 20-ти лет Л. участвовал в распространении запрещенных религиозно-исторических памфлетов и вместе с другими противниками епископской власти от преследований только бегством в Ирландию; Во время междоусобной войны Лильборн вступил в ряды парламентской армии, был взят королевскими войсками в плен, отказался от предложения перейти на сторону короля и получил свободу только через год, при обмене пленных. До 1644 г. Л. служил под начальством Кромвеля, с которым вступил в тесную дружбу, считая его приверженцем веротерпимости. Уже в это время Л. написал несколько памфлетов, где ясно выступают основные черты учения левеллеров (см.) — о верховенстве народа и ограничении парламентской власти основными законами страны. Он восстает против произвола власти. По усмирении бунта 1649 г. как подстрекатель подвергся судебному преследованию, но по недостаточности улик был оправдан, .. по отношению к английской республике". Он должен был покинуть свое дело в городе и переселился в деревню, но и там налоги и солдатские постои лишили его вновь приобретенного имущества. Однако даже вторичное разорение не поколебало его веры в правоту защищаемого парламентом дела, и только постепенно он стал разочаровываться в людях, которые вели борьбу с королем, и в искренности их стремлений. Однажды во время работы у него в голове возник целый рой мыслей, о которых он раньше ничего не слыхал и не читал. Окружающие, которым он решался их поведать, находили их до того дикими, что не хотели даже слушать о них. Одна из этих мыслей заключалась в том, что земля должна сделаться достоянием всех людей. У. был, по-видимому, творцом и вдохновителем того движения, которое возникло в 1649 г. и сторонники которого называли себя "истинными левеллерами", в отличие от последователей Лильборна. Среди главарей движения наряду с У. занимал видное место Вильям Эверард. Когда Лильборн и другие вожди левеллеров были заключены в Тауэр, на холме близ Лондона, 8 апр. 1649 г., появилось несколько человек, с заступами в руках. .Эверард и У. ответили, что цель их заключается в том, чтобы восстановить изначальную общность пользования плодами земли; но тут же они сказали, что сопротивления властям не окажут, а будут ждать для осуществления своих задач более благоприятного момента. Присяжные — из землевладельцев — наложили на них высокий штраф; они не могли его выплатить, и их имущество было продано. "Истинные левеллеры", или, как они еще называли себя, землекопы, не унимались и снова делали попытки обрабатывать незанятую землю; их разгоняли вновь и вновь. Вместе с тем они выпускают целый ряд памфлетов. Бернштейн, открывший для науки истинных левеллеров и У., думает, что даже те памфлеты, на которых стоят имена Эверарда и дает резкую критику существующих порядков; в первых трех главах изложены теоретические рассуждения о свободе и о монархическом и республиканском образе правления; с четвертой главы начинается картина идеального общественного устройства. Главные черты его таковы: земля общая; в промышленности господствует домашнее производство; распределение происходит при общественных магазинов; обучение и труд всеобщи и обязательны; центральная власть — в руках парламента, местная — в руках различных должностных лиц; войско и духовенство имеются, но обязанность последнего ограничивается просвещением народа, ибо религии, основанной на сверхчувственном, не существует; брак свободен и совершается без всяких формальностей; он обязателен в случае доказанной связи, приведшей к рождению ребенка; наказания, вплоть до смертной казни, существуют; высшие наказания постигают уличенных в купле и продаже; золото и серебро, как и у Мора, идут только на утварь.