Война 1812 года оказала влияние не только на политику, экономику. После войны стало меняться общество, стал меняться человек. В это время русская культура перестаёт быть ученической, как это во многом было в предыдущем столетии. К началу XIX столетия Россия являлась страной особой культурной жизни. Верхние слои общества (дворянство, купечество, богатейшее купечество) строили свою жизнь в соответствии с нормами, распространенными на Западе. Прекрасно владея иностранными языками (французским, немецким), представители этих общественных групп имели возможность знакомиться с новейшими европейскими достижениями. Основная часть населения России – русское крестьянство – в первой половине XIX в. Не испытывало на себе никакого воздействия европейских нравов, мод и привычек.
Классицизм в архитектуре и литературе ориентировался на античное искусство, мифологию, литературу. В архитектуре господствовал принцип уравновешенности, гармоничности пропорций, симметрии
1806-1823гг-новое здание Адмиралтейства (проект А.Д.Захарова), 1829-1834гг-Александровская колонна на дворцовой площади (О.Монферран), 1801-1811гг.-здание Казанского собора (А.Н.Воронихин)-здание построено по образцу св.Петра в Риме авторства Микеланджело. 1818-1858гг.Исаакиевский собор (О.Монферран)
Традиционным для России цветом зданий являлся желтый – целые улицы состояли из домов, выкрашенных в желтый цвет – современники называли его «унылым». Колонны были выкрашены в белый цвет.
К счастью, величественный образ Санкт-Петербурга, созданный талантливыми скульпторами и архитекторами XVIII-XIX веков, дошёл до наших дней почти нетронутым.
Москва имела огромный колорит. На ее кривых и узких улицах сосуществовали здания разных эпох, много было деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше, чем в Петербурге выдающихся зданий в стиле классицизма, к тому же как правило они не образуют ансамблей, но все же в Москве творили талантливые архитекторы. В Москве сохранилось множество небольших уютных особняков (усадеб) в классическом стиле. В 1817 г. состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс.чел.). Проект был выполнен под руководством инженера А.А.Бетанкура, а отделка фасада принадлежала О.И.Бове.
Слайд 8. По проекту выдающегося архитектора О.И.Бове (1784-1834) в 1814 г. Была реконструирована Красная площадь.
Причудливым сочетанием классицизма с декоративными мотивами древнерусского зодчества отмечено творчество архитектора К.А.Тона (1794-1881), создателя Большого Кремлёвского дворца, здания Оружейной палаты Московского Кремля, а также храма Христа
В других городах Российской империи тоже строилось немало в этот период, но постройки там не отличались столичной грандиозностью. В русской живописи первой половины столетия господствует академизм. Академизм- классицизм в живописи. Постепенно в русской живописи первой половины XIXвека универсальный стиль классицизма уступает место романтическому мироощущению. Создаются полотна, которые становятся явлениями духовной жизни общества.
Ведущим жанром в творчестве Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836) стал портрет. Бесценным шедевром мастера признан «Портрет А.С.Пушкина». Кипренскому принадлежит также серия изображений военных – участников Отечественной войны 1812г. Демократические тенденции новой эпохи ярко выразились в творчестве Василия Андреевича Тропинина (1776-1857). Шедеврами его творчества являются «Портрет А.С.Пушкина», «Кружевница», «Старик-нищий» и «Пряха». Целую серию полотен, на которых запечатлены различные жанровые сцены, отражавшие быт и нравы России того времени, создал Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Живописные произведения Федотова отличаются выразительностью поз, жеста и мимики персонажей, юмором, тщательностью письма. «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Вдовушка» и др.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию
Классицизм в архитектуре и литературе ориентировался на античное искусство, мифологию, литературу. В архитектуре господствовал принцип уравновешенности, гармоничности пропорций, симметрии
1806-1823гг-новое здание Адмиралтейства (проект А.Д.Захарова), 1829-1834гг-Александровская колонна на дворцовой площади (О.Монферран), 1801-1811гг.-здание Казанского собора (А.Н.Воронихин)-здание построено по образцу св.Петра в Риме авторства Микеланджело. 1818-1858гг.Исаакиевский собор (О.Монферран)
Традиционным для России цветом зданий являлся желтый – целые улицы состояли из домов, выкрашенных в желтый цвет – современники называли его «унылым». Колонны были выкрашены в белый цвет.
К счастью, величественный образ Санкт-Петербурга, созданный талантливыми скульпторами и архитекторами XVIII-XIX веков, дошёл до наших дней почти нетронутым.
Москва имела огромный колорит. На ее кривых и узких улицах сосуществовали здания разных эпох, много было деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше, чем в Петербурге выдающихся зданий в стиле классицизма, к тому же как правило они не образуют ансамблей, но все же в Москве творили талантливые архитекторы. В Москве сохранилось множество небольших уютных особняков (усадеб) в классическом стиле. В 1817 г. состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс.чел.). Проект был выполнен под руководством инженера А.А.Бетанкура, а отделка фасада принадлежала О.И.Бове.
Слайд 8. По проекту выдающегося архитектора О.И.Бове (1784-1834) в 1814 г. Была реконструирована Красная площадь.
Причудливым сочетанием классицизма с декоративными мотивами древнерусского зодчества отмечено творчество архитектора К.А.Тона (1794-1881), создателя Большого Кремлёвского дворца, здания Оружейной палаты Московского Кремля, а также храма Христа
В других городах Российской империи тоже строилось немало в этот период, но постройки там не отличались столичной грандиозностью.
В русской живописи первой половины столетия господствует академизм.
Академизм- классицизм в живописи.
Постепенно в русской живописи первой половины XIXвека универсальный стиль классицизма уступает место романтическому мироощущению. Создаются полотна, которые становятся явлениями духовной жизни общества.
Ведущим жанром в творчестве Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836) стал портрет. Бесценным шедевром мастера признан «Портрет А.С.Пушкина». Кипренскому принадлежит также серия изображений военных – участников Отечественной войны 1812г.
Демократические тенденции новой эпохи ярко выразились в творчестве Василия Андреевича Тропинина (1776-1857). Шедеврами его творчества являются «Портрет А.С.Пушкина», «Кружевница», «Старик-нищий» и «Пряха».
Целую серию полотен, на которых запечатлены различные жанровые сцены, отражавшие быт и нравы России того времени, создал Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Живописные произведения Федотова отличаются выразительностью поз, жеста и мимики персонажей, юмором, тщательностью письма. «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Вдовушка» и др.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию