Назидательная история (или цикл историй) из жизни христианского святого. Восходит к обычаю читать в церквах и монастырях в день памяти святого эпизоды из его жития. Будучи близкой к житию, Легенда обычно не воссоздавала всю жизнь святого, но сосредоточивалась на отдельных поучительных моментах из неё, в которых особенно ярко проявились его добродетели и творимые Богом чудеса. Легенды существовали как в виде отдельных произведений, так и в сборниках (так называемых легендариях). Среди самых древних латинских прозаических сборников легенд - «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» Григория I Великого. Широкую популярность получил переведённый на многие европейские языки латинский сборник «Золотая легенда» Якова Ворагинского, в котором повествования из жизни Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов, святых расположены в порядке церковного года.
В литературной обработке (на латинском, а впоследствии и на других языках) легенды могли принимать различные жанровые формы: эпические стихотворения (древнейшие образцы - у Григория Турского, Венанция Фортуната, Алкуина и др.), драмы (в миракле и др.), гимна и др. К сюжетам средневековых легенд обращались многие писатели более поздних эпох (Л. Тик, Г. Флобер, А. Франс, Т. Манн, П. Клодель и др.). В широком смысле термином «легенда» обозначают также круг традиционных сказаний, связанных с определённым лицом или местом [например, кельтская легенда о короле Артуре (смотри Артуровские легенды), легенды о Фаусте, Дон Жуане].
2) Жанр фольклорной несказочной прозы, осмысляющий чудесные события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей, со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). В отличие от мифов, легенды независимы от ритуала; в отличие от преданий, события легенды могут относиться не только к прошлому, но и к настоящему и будущему; в отличие от волшебной сказки, легенда рассказывает о чуде как о достоверном событии. Русские фольклорные легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Народные письменные легенды церковь отнесла к «отреченным книгам» (апокрифам), поскольку их содержание не соответствовало официальному вероучению.
В русском фольклоре выделяются этиологические, религиозно-назидательные и социально-утопические легенды. Этиологические легенды имели познавательный характер, объясняли происхождение мира, человека, животных. Особенно многочисленна группа религиозно-назидательных легенд: о Боге Отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имён святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов, а также о святых старцах и о юродивых. Социально-утопические легенды, выражая мечту народа о справедливом общественном устройстве, выступали «содержательной формой идеологии народных движений» (К.В. Чистов): среди них - Китежская легенда; легенда «о далёких землях» (например, легенда о Беловодье, которая среди уральских старообрядцев была настолько популярна, что привела к появлению особой секты - бегунов); о «возвращающемся избавителе».
В устной традиции христианские легенды нередко вступали во взаимодействие с жанровыми канонами сказки и принимали её форму. Отчасти это приводило к расширению сказочного репертуара, а также к оформлению нового жанра - легендарной сказки («Марко Богатый», «Безручка»), часто приближавшейся к анекдотическим рассказам («Соломон Премудрый», «Поп в козлиной шкуре», «Илья-пророк и Никола»). Сюжеты и образы фольклорных легенды использовали А.С. Пушкин, А.К. Толстой, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Первый сборник русских фольклорных легенд издан А.Н. Афанасьевым в 1859 году.
Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.
Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.
Назидательная история (или цикл историй) из жизни христианского святого. Восходит к обычаю читать в церквах и монастырях в день памяти святого эпизоды из его жития. Будучи близкой к житию, Легенда обычно не воссоздавала всю жизнь святого, но сосредоточивалась на отдельных поучительных моментах из неё, в которых особенно ярко проявились его добродетели и творимые Богом чудеса. Легенды существовали как в виде отдельных произведений, так и в сборниках (так называемых легендариях). Среди самых древних латинских прозаических сборников легенд - «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» Григория I Великого. Широкую популярность получил переведённый на многие европейские языки латинский сборник «Золотая легенда» Якова Ворагинского, в котором повествования из жизни Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов, святых расположены в порядке церковного года.
В литературной обработке (на латинском, а впоследствии и на других языках) легенды могли принимать различные жанровые формы: эпические стихотворения (древнейшие образцы - у Григория Турского, Венанция Фортуната, Алкуина и др.), драмы (в миракле и др.), гимна и др. К сюжетам средневековых легенд обращались многие писатели более поздних эпох (Л. Тик, Г. Флобер, А. Франс, Т. Манн, П. Клодель и др.). В широком смысле термином «легенда» обозначают также круг традиционных сказаний, связанных с определённым лицом или местом [например, кельтская легенда о короле Артуре (смотри Артуровские легенды), легенды о Фаусте, Дон Жуане].
2) Жанр фольклорной несказочной прозы, осмысляющий чудесные события, связываемые с явлениями живой и неживой природы, миром людей, со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). В отличие от мифов, легенды независимы от ритуала; в отличие от преданий, события легенды могут относиться не только к прошлому, но и к настоящему и будущему; в отличие от волшебной сказки, легенда рассказывает о чуде как о достоверном событии. Русские фольклорные легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Народные письменные легенды церковь отнесла к «отреченным книгам» (апокрифам), поскольку их содержание не соответствовало официальному вероучению.
В русском фольклоре выделяются этиологические, религиозно-назидательные и социально-утопические легенды. Этиологические легенды имели познавательный характер, объясняли происхождение мира, человека, животных. Особенно многочисленна группа религиозно-назидательных легенд: о Боге Отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имён святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов, а также о святых старцах и о юродивых. Социально-утопические легенды, выражая мечту народа о справедливом общественном устройстве, выступали «содержательной формой идеологии народных движений» (К.В. Чистов): среди них - Китежская легенда; легенда «о далёких землях» (например, легенда о Беловодье, которая среди уральских старообрядцев была настолько популярна, что привела к появлению особой секты - бегунов); о «возвращающемся избавителе».
В устной традиции христианские легенды нередко вступали во взаимодействие с жанровыми канонами сказки и принимали её форму. Отчасти это приводило к расширению сказочного репертуара, а также к оформлению нового жанра - легендарной сказки («Марко Богатый», «Безручка»), часто приближавшейся к анекдотическим рассказам («Соломон Премудрый», «Поп в козлиной шкуре», «Илья-пророк и Никола»). Сюжеты и образы фольклорных легенды использовали А.С. Пушкин, А.К. Толстой, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский. Первый сборник русских фольклорных легенд издан А.Н. Афанасьевым в 1859 году.
Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.