Созидатель асивый юный греческий бог солнечного света, отождествлявшийся с богом солнца Гелиосом. Родился в Делосе; сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Значение его имени неясно. Обладавший даром предвидения, Аполлон наделял этим свойством людей, напр. Кассандру. Возле Дельф он убил драконачудовище Пифона, в честь этой победы сооружен Дельфийский храм; Аполлон получил прозвище Аполлон Пифий. Пифия, жрица этого храма, делала предсказания (оракулы) . Как главное оракульное божество А. имел многочисл. святилища, располож. в Греции и М. Азии. Аполлон являлся также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Поэтому его часто изображали с лирой в руках, получ. им от Гермеса. Аполлон покровительствовал музам. Марсия, осмелившегося вступить с ним в музыкальное состязание, он жестоко покарал. Аполлон почитался также как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом – отвратителем бед и богом исцеления. Его сын от Корониды Асклепий был богом врачевания. За оскорбления, нанес. своей матери Лето, Аполлон убил из лука детей Ниобы. Осадивших Трою греков он покарал мором. Священным деревом Аполлона был лавр. Культ Аполлона получил распространение в Риме в 5 в. до н. э. и достиг расцвета в период правления Августа, считавшего его своим богом-хранителем. Начиная с античности часто делали скульптурные изображения Аполлона. Наиболее выдающимися из них (раннего классич. периода, 2-я четв. 5 в. до н. э. ) являются т. н. «Аполлон Кассельский» , римская мраморная копия статуи, возможно, работы Фидия, находящаяся в г. Кассель, «Аполлон Омфалос» – подтвержд. несколькими своими репликами статуя Аполлона дорич. стиля. Особенно высоко ценится «Аполлон Бельведерский» , римская мраморная копия в Ватикане, сделанная с греч. бронзового оригинала 2-й пол. 4 в. до н. э. (Аполлон изображен в движении, держащим в руке лук и смотрящим вслед выпущ. стреле) . Фигура Аполлона находится в центре композиции на зап. фронтоне храма Зевса в Олимпии. Известна также статуя А. Савроктона работы Праксителя. которая изображает Аполлона убивающим ящерицу. Аполлону посвящали свои скульптуры Торвальдсен и Роден. В живописи Аполлона чаще всего изображали в окружении муз (Пуссен) , с Артемидой (Л. Кранах Старший) , сражающимся с Пифоном (Делакруа) , вместе с Дафной (Тьеполо) . «Аполлон у Адмета» (Лоррен) , «Аполлон рядом с Гиакинфом» (Тьеполо) . Мотивы мифов об Аполлоне использовались и в оперном искусстве (Люлли, Моцарт),
асивый юный греческий бог солнечного света, отождествлявшийся с богом солнца Гелиосом. Родился в Делосе; сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Значение его имени неясно. Обладавший даром предвидения, Аполлон наделял этим свойством людей, напр. Кассандру. Возле Дельф он убил драконачудовище Пифона, в честь этой победы сооружен Дельфийский храм; Аполлон получил прозвище Аполлон Пифий. Пифия, жрица этого храма, делала предсказания (оракулы) . Как главное оракульное божество А. имел многочисл. святилища, располож. в Греции и М. Азии. Аполлон являлся также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Поэтому его часто изображали с лирой в руках, получ. им от Гермеса. Аполлон покровительствовал музам. Марсия, осмелившегося вступить с ним в музыкальное состязание, он жестоко покарал. Аполлон почитался также как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом – отвратителем бед и богом исцеления. Его сын от Корониды Асклепий был богом врачевания. За оскорбления, нанес. своей матери Лето, Аполлон убил из лука детей Ниобы. Осадивших Трою греков он покарал мором. Священным деревом Аполлона был лавр. Культ Аполлона получил распространение в Риме в 5 в. до н. э. и достиг расцвета в период правления Августа, считавшего его своим богом-хранителем. Начиная с античности часто делали скульптурные изображения Аполлона. Наиболее выдающимися из них (раннего классич. периода, 2-я четв. 5 в. до н. э. ) являются т. н. «Аполлон Кассельский» , римская мраморная копия статуи, возможно, работы Фидия, находящаяся в г. Кассель, «Аполлон Омфалос» – подтвержд. несколькими своими репликами статуя Аполлона дорич. стиля. Особенно высоко ценится «Аполлон Бельведерский» , римская мраморная копия в Ватикане, сделанная с греч. бронзового оригинала 2-й пол. 4 в. до н. э. (Аполлон изображен в движении, держащим в руке лук и смотрящим вслед выпущ. стреле) . Фигура Аполлона находится в центре композиции на зап. фронтоне храма Зевса в Олимпии. Известна также статуя А. Савроктона работы Праксителя. которая изображает Аполлона убивающим ящерицу. Аполлону посвящали свои скульптуры Торвальдсен и Роден. В живописи Аполлона чаще всего изображали в окружении муз (Пуссен) , с Артемидой (Л. Кранах Старший) , сражающимся с Пифоном (Делакруа) , вместе с Дафной (Тьеполо) . «Аполлон у Адмета» (Лоррен) , «Аполлон рядом с Гиакинфом» (Тьеполо) . Мотивы мифов об Аполлоне использовались и в оперном искусстве (Люлли, Моцарт),