1. общество в начале царствования александра i . постепенно темпы развития россии неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее ее отставание от запада, ослабление в хозяйственном, военном и политическом отношении. в высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество, бюрократизм, коррупция. перед обществом реально встал вопрос о правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы. этот вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная потребность. невозможность страной старыми , необходимость общественных преобразований явились важной предпосылкой возникновения в россии либеральной идеологии. важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских мыслителей xviii в. (вольтера, дидро, монтескье и французское просветительство продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части общества реформаторских настроений. именно в этой среде формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований. таким образом, ранние политические и идеологические движения либерального типа в россии имели западническую ориентацию. либеральное движение в россии развивалось в стесненных режимом условиях, его социальная база была неширокой, поэтому многие положения классического либерализма были здесь интерпретированы применительно к местным условиям. к началу царствования императора александра i павловича (12 (23) декабря1777 - 19 ноября (1 декабря)1825), преемника императора павла, основными вопросами времени стали: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в нового законодательства; вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства. 2 . формирование либеральных взглядов будущего императора. император александр i смело приступил к разрешению всех этих . в приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение россии, которые сложились в нем из личного опыта и наблюдений. те и другие – и политические идеи и личные взгляды – были тесно связаны с полученным воспитанием. его бабушка, императрица екатерина ii, стремилась воспитывать александра в правилах тогдашней философской педагогики, т.е. по законам разума и природы, в принципах разумной добродетели. главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей александра и константина был избран полковник лагарп, швейцарский республиканец, поклонник идей французской просветительской философии. по его собственному признанию, лагарп принялся за свою серьезно как педагог, сознающий свои обязанности по отношению к великому народу, которому готовил властителя. во всем, что он говорил и читал своим питомцам, шла речь о могуществе разума, о благе человечества, о договорном происхождении государства, о природном равенстве людей, о справедливости, о нелепости и вреде деспотизма. влияние лагарпа на александра i было огромно. в 1812 году император признавался: «если бы не было лагарпа, не было бы и александра». лагарп сумел убедить своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. лагарп утверждал, что если россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ - отмены крепостного права и введения конституции. учитель александра, что в деле совершения этих реформ монарху не следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. большинство их будет сопротивляться, защищая свое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. а потому не стоит спешить с отказом от самодержавной формы правления. напротив, всю мощь царской власти необходимо использовать для проведения реформ и просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.