А.С. Пушкин о любви к отечеству.
Иностранцы, утверждающие, что в древнем нашем дворянстве не существовало понятие о чести, очень ошибаются. Сия честь, состоящая в готовности жертвовать всем для поддерживания какого-нибудь условного правила, во всём блеске своего безумия видна в древнем нашем местничестве. Бояре шли на опалу и на казнь, подвергая суду царскому свои родословные распри. Юный Феодор, уничтожив сию гордую дворянскую оппозицию, сделал то, что не решались ни могущий Иван III, ни нетерпеливый внук его, ни тайно злобствующий Годунов.
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. «Государственное правило, - говорит Карамзин, - ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному». Греки в самом своём унижении помнили славное происхождение своё и тем самым уже были достойны своего
освобождения… Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе? Предрассудок сей, утверждённый демократической завистию некоторых философов, служит только к рас низкого эгоизма. Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?
Во Как понимает Пушкин честь русского дворянина? Что означает для поэта «гордиться славой своих предков»? Как вы понимаете мысль автора: «Может ли быть пороком в частном человеке то, что почитается добродетелью в целом народе»?