1 вопрос что к началу гуситских войн? каковы их итоги? 2 вопрос какие отношения сложились у польши с тевтонским орденом и великим княжеством литовским? 3 вопрос что общее и что особенно можно обнаружить в развитии польши и чехии в период средневековья? !
Гус отправился в Констанц по приглашению императора Сигизмунда, гарантировавшего ему безопасность, — для того, «чтобы защитить свою нацию от нареканий в ереси». Таким образом, в заключении и осуждении Гуса чехи видели оскорбление своей национальной чести, объявление их всех скопом еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего богопротивного в умеренных и справедливых словах Гуса, а самого Гуса считали праведником. Особенно при этом они негодовали на императора — за то, что он нарушил данную им Гусу охранную грамоту.
На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против сожжения Гуса (известный какprotestatio Bohemorum), подписанный 452-мя вельможами, баронами и господами Чехии и Моравии и направленный Констанцскому собору; в протесте заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников». Ещё решительней рыцари и знать высказались во внутреннем сеймском соглашении, подписанном участниками сейма 5 сентября, в котором они обязывались «покоряться папе и епископам лишь насколько их требования согласны со святым Писанием», «допускать в своих владениях свободную проповедь слова Божия», а в случае противоречий между Святым Писанием, свободой проповеди и требованиями римской иерархии предоставлять решение на усмотрение особой коллегии Пражского университета.
Получив протест, Констанский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших его, а 30 мая 1416 года осудил и предал сожжению сподвижника Яна Гуса, Иepoнима Пражского. Кроме того, на Соборе отдельно обсудили и объявили ересью участившуюся в Богемии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой, в то время как пригублять из чаши, — по обычаю, установившемуся в Церкви пару сотен лет назад, — позволялось только священникам.
Возмущение этими решениями Собора, созванного, чтобы положить конецбеспорядкам в Церкви, стало выливаться в беспорядки в Богемском королевстве. Пользуясь установленной сеймом свободой проповеди, сторонники «причащения обоими видами», — то есть не только хлебом, но и вином, как о том прямо говорится в Писании, — призывали верующих «стоять за правду», собирая толпы слушателей. Зачастую стихийные собрания заканчивались нападениями на местные монастыри или изгнанием верных Папе священников из храмов. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в богемской церкви, а позже — и символом всего гуситского движения. Император, занятый текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая выжечь огнём и мечом «гуситскую ересь». Он требовал немедленно вернуть приходы изгнанным священникам.
Когда король Чехии Венцеслав IV, повинуясь требованию императора Сигизмунда, приказал в 1419 году восстановить на места католических священников, гуситские проповедники городка Аусти укрылись невдалеке от города, в пещерах на холме, который позже прозвали горой Таборской (Фаворской по-чешски). Гора располагалась километрах в ста от Праги. Там они продолжили свои проповеди, привлекая всё больше людей. Проповеди становились всё резче и резче по отношению к Папе и его клиру. Вскоре на горе Таборской появилось укреплённое поселение сторонников Яна Гуса и его сподвижников — город Табор, давший название радикальному крылу гуситского движения — таборитам.
В Праге указ Венцеслава о возвращении приходов в конце концов привёл к бунту. Бунтовщики взяли приступом ратушу, 7ратманов были выброшены через окна и растерзаны толпой.В ходе бунта Венцеслав умер и власть оказалась в руках восставших. Прагу поддержалиПльзень и Табор. Вскоре восстанием была охвачена вся Богемия. Наследником умершего чешского суверена был император Сигизмунд. Отказываться от своих прав на корону Богемии он не собирался. Война была неизбежна.