1. Составьте характеристику Николая I как правителя (обстоятельства
прихода к власти; методы царствования; личные качества императора
и др.).
2. Какие функции были возложены после воцарения Николая I на императорскую канцелярию? О чём это свидетельствовало?
3.Чем можно объяснить особое внимание власти в правление Николая 1 к организации школьного и университетского образования?Какой характер носили принимавшиеся меры?
4.Раскройте основные положения теории официальной народности. В чем заключалось практическое назначение этой теории.
Методы царствования Николая I можно охарактеризовать как авторитарные. Он утверждал, что он правит по "божьему дозволению" и что он отвечает только перед богом. У него был сильный авторитарный стиль правления, где его воля и приказы имели абсолютный характер. Императорские указы и издания должны были выполняться безоговорочно.
Николай I был известен своими личными качествами, такими как волевой и энергичный характер. Он был традиционалистом и стремился к сохранению старых порядков и иерархий. Он также был известен своей преданностью к православию и преследовал цели, связанные с укреплением церкви и ее влияния на общество.
После воцарения Николая I на императорскую канцелярию были возложены функции по управлению государственной машиной. Канцелярия стала основным органом государственного управления и контроля. Это было свидетельством усиления централизации власти и повышения роли и влияния государственной администрации.
Особое внимание власти в правление Николая I к организации школьного и университетского образования можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, Николай I стремился к укреплению государственной власти и поддержке своего авторитарного правления. Образование было средством контроля и формирования мировоззрения молодых людей, и поэтому правительство активно вмешивалось в его организацию.
Принимавшиеся меры имели характер патернализма и целенаправленно ограничивали свободу мысли и выражения. Государство контролировало содержание образования, определяло программы и персонал учебных заведений. Введение цензуры и ограничения на учебные материалы направляли образование в соответствии с идеологией правительства.
Основные положения теории официальной народности заключались в утверждении идеи, что подданные императора составляют единый народ и что все члены этого народа должны быть лояльны и подчиняться царской власти. Эта теория предполагала, что каждый член общества имеет свое место и обязанности, и что отклонение от этого порядка препятствует гармоничному функционированию общества.
Практическое назначение этой теории заключалось в поддержке и укреплении императорской власти и поддержании социальной стабильности. Она пропагандировала идеалы подданства и верности императору, а также утверждала право государства на контроль над образованием и молодежью. Это также помогало поддерживать статус-кво и препятствовало возможности массовых движений или восстаний.