Переселение в системе государственной политики в российской империи в конце XIX - начале XX веков: социально-экономический и правовой аспекты
Переселенческая политика России к началу XX в. претерпела значительные изменения, выражавшиеся в перемене отношения Российского правительства к самому переселению крестьян. Прежде всего это зависело от правительственного курса, выражавшего политические и социальноэкономические интересы империи. Политические интересы государства в переселении населения всегда выражались в укреплении и усилении российского влияния на восточных окраинах, что в целом соответствовало колонизационным планам страны. Для осуществления этого были использованы казачьи войска, а колонизация получила название «военно-казачьей» [1].
Хронологический период, охватываемый данной колонизацией, весьма широк — с XVI до середины XIX вв. [2]. Военно-казачья колонизация выражалась в закреплении восточных территорий в составе Российской империи путем строительства укрепленных линий, крепостей и т. п. и продолжалась до тех пор, пока не было признано, что образование государственной территории страны завер- шено и, следовательно, назрела необходимость развивать крестьянскую колонизацию, отвечающую экономическим интересам государства [3]. Кроме того, по мнению царских чиновников, казачья колонизация, рассчитанная на чрезмерно высокую, обеспеченность земельными наделами, была не способна выполнить ни военные, ни экономические задачи. Комиссия по казачьему землевладению, возглавляемая А.Н.Куломзиным, пришла к выводу, что «так называемая казачья колонизация» не может ни по каким основаниям именоваться колонизацией, ибо она находится в полном противоречии с действительными колонизационными задачами — плотно заселить пустующие земли и обратить их в культурное состояние. Считалось, что крестьянское переселение при тех же земельных ресурсах даст в 4-5 раз больше жителей, чем казачье [4]. Но Российское правительство не сразу перешло к политике одобрения свободного передвижения крестьян. Долгое время в правительственных кругах доминировалЬ курс по поддержке крестьянской общины и точка зрения о том, что право переселения на казенные земли может привести к развитию «вредной подвижности и бродяжничества в сельском населении», и к повышению цен на рабочие руки, и к уменьшению спроса на помещичьи земли [5].
Объяснение:
В исторической науке в целом выработана единая периодизация переселенческой политики Российской империи дореволюционного периода, автором которой является советский ученый-аграрник М. С. Симонова [6]. Однако на основании анализа дореволюционных материалов мы предлагаем несколько иную периодизацию и выделяем 4 основных этапа в переселенческой политике России со второй половины XIX - нач. XX вв. Основным принципом выделения этапов переселенческой политики послужили интенсивность в принятии законодательных актов и изменение правительственного курса.
Первые мероприятия в области переселенческой политики были предприняты еще в первой половине XIX в. и связаны с деятельностью первого министра Государственных имуществ графа П.Д.Киселева. Переселение государственных крестьян рассматривалось как мера общегосударственного значения, в одинаковой мере отвечающая как нужде малоземельных крестьян в расширении размеров их землевладения, так и государственной потребности в заселении окраин и в более равномерном размещении населения. Переселение допускалось из всякого общества, где на душу приходилось менее 5 десятин полевых и усадебных угодий, и такому числу крестьян, чтобы по расчету на остающееся на месте число душ размер надела поднялся до 5 десятин. Для водворения переселенцев назначались такие губернии и области, где на душу государственных крестьян имелось казенной земли: в нестепной полосе — более 8 десятин, в степной — более 15 десятин, и для переселенцев заранее заготовлялись особые участки. Кроме того, переселенцы снабжались сельскохозяйственным инвентарем, рабочим скотом, причем на двор должно было затрачиваться не более 20 руб. Также переселенцам предоставлялись некоторые льготы: отсрочка от податей на 4 года, от военного постоя — на 6 лет, от рекрутчины (воинской повинности) — на 4 набора, сложение всех недоимок и ссудная помощь. Эти правительственные меры получили название «киселевской» организации переселения [7, 447-450]. Данные мероприятия фактически просуществовали до середины 1860-х годов 15 декабря
Краткая информация: Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины ХІХ века. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса.правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одной из них была переселенческая политика, которая в этот период приобретает целенаправленный и массовый характер. Переселение населения в край преследовала не только цель разрешения проблемы нехватки земли в центральных регионах России, но и создания опоры колониальному режиму на просторах Казахстана. В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам. Они были заселены на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием и служили военно-агрессивной и военно- феодальной внутренней политике России.
После завершения присоединения Казахстана к России в жизни казахов произошли кардинальные изменения. Вместе с формированием нового политико-административного устройства, экономика края тесно включается в систему хозяйства России. Сам этот период совпал с буржуазными реформами в России середины XIX века. Отмена крепостного права в России не разрешила аграрного вопроса и в регионах продолжались крестьянские волнения. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одной из них была переселенческая политика, которая в этот период приобретает целенаправленный и массовый характер. Переселение населения в край преследовала не только цель разрешения проблемы нехватки земли в центральных регионах России, но и создания опоры колониальному режиму на просторах Казахстана. В середине 60-х годов XIX века военно-казачья колонизация края все больше приобретает характер массового переселения крестьян центральной России на казахские земли. Для этого на местах стали готовиться проекты соответствующих документов. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Г.Колпаковского в 1868 году были разработаны “ Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”, действовавшие до 1883 года. По “Временным правилам” переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей, в том числе и рекрутской, сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей на обзаведение хозяйством.
В 1883 году в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал- губернаторства местная администрация разработала “Правила о поземельном устройстве оседлого населения области”. Новые правила несколько урезывали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.
В 1886 году было разработано “Положение об управлении Туркестанским генерал- губернаторством”. По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.
2.В переселенческой политики было, как минимум, 2 главных цели:
• Уменьшить социальное напряжение в европейской части страны
• Освоить новые территории, которые еще не были никем заселены
Плюс, дополнительная цель – утверждение русского влияния на Дальнем востоке.
А также с этой политики предполагалось ослабить нехватку земли.
Что касается результатов, то они показывают, что некоторые цели, действительно, были достигнуты. Например, посевные площади были увеличены на 10%, товары сельскохозяйственного сектора теперь стали прибыльной частью экспорта страны, в Сибири число населения увеличилось до 3 миллионов 40 тысяч человек, 30 миллионов десятин земли было освоено, построены несколько тысяч сел, помимо промышленности в Сибири появилось и сельское хозяйство, что дало некий рост экономики. Кроме того, 17% от переселившихся крестьян вернулось в европейскую часть страны. И крестьянских общин, которые Столыпин хотел искоренить, в Сибири не было. Вместо общин в Сибири существовали единоличные хозяйства, а после и кооперации крестьян.
Переселение в системе государственной политики в российской империи в конце XIX - начале XX веков: социально-экономический и правовой аспекты
Переселенческая политика России к началу XX в. претерпела значительные изменения, выражавшиеся в перемене отношения Российского правительства к самому переселению крестьян. Прежде всего это зависело от правительственного курса, выражавшего политические и социальноэкономические интересы империи. Политические интересы государства в переселении населения всегда выражались в укреплении и усилении российского влияния на восточных окраинах, что в целом соответствовало колонизационным планам страны. Для осуществления этого были использованы казачьи войска, а колонизация получила название «военно-казачьей» [1].
Хронологический период, охватываемый данной колонизацией, весьма широк — с XVI до середины XIX вв. [2]. Военно-казачья колонизация выражалась в закреплении восточных территорий в составе Российской империи путем строительства укрепленных линий, крепостей и т. п. и продолжалась до тех пор, пока не было признано, что образование государственной территории страны завер- шено и, следовательно, назрела необходимость развивать крестьянскую колонизацию, отвечающую экономическим интересам государства [3]. Кроме того, по мнению царских чиновников, казачья колонизация, рассчитанная на чрезмерно высокую, обеспеченность земельными наделами, была не способна выполнить ни военные, ни экономические задачи. Комиссия по казачьему землевладению, возглавляемая А.Н.Куломзиным, пришла к выводу, что «так называемая казачья колонизация» не может ни по каким основаниям именоваться колонизацией, ибо она находится в полном противоречии с действительными колонизационными задачами — плотно заселить пустующие земли и обратить их в культурное состояние. Считалось, что крестьянское переселение при тех же земельных ресурсах даст в 4-5 раз больше жителей, чем казачье [4]. Но Российское правительство не сразу перешло к политике одобрения свободного передвижения крестьян. Долгое время в правительственных кругах доминировалЬ курс по поддержке крестьянской общины и точка зрения о том, что право переселения на казенные земли может привести к развитию «вредной подвижности и бродяжничества в сельском населении», и к повышению цен на рабочие руки, и к уменьшению спроса на помещичьи земли [5].
Объяснение:
В исторической науке в целом выработана единая периодизация переселенческой политики Российской империи дореволюционного периода, автором которой является советский ученый-аграрник М. С. Симонова [6]. Однако на основании анализа дореволюционных материалов мы предлагаем несколько иную периодизацию и выделяем 4 основных этапа в переселенческой политике России со второй половины XIX - нач. XX вв. Основным принципом выделения этапов переселенческой политики послужили интенсивность в принятии законодательных актов и изменение правительственного курса.
Первые мероприятия в области переселенческой политики были предприняты еще в первой половине XIX в. и связаны с деятельностью первого министра Государственных имуществ графа П.Д.Киселева. Переселение государственных крестьян рассматривалось как мера общегосударственного значения, в одинаковой мере отвечающая как нужде малоземельных крестьян в расширении размеров их землевладения, так и государственной потребности в заселении окраин и в более равномерном размещении населения. Переселение допускалось из всякого общества, где на душу приходилось менее 5 десятин полевых и усадебных угодий, и такому числу крестьян, чтобы по расчету на остающееся на месте число душ размер надела поднялся до 5 десятин. Для водворения переселенцев назначались такие губернии и области, где на душу государственных крестьян имелось казенной земли: в нестепной полосе — более 8 десятин, в степной — более 15 десятин, и для переселенцев заранее заготовлялись особые участки. Кроме того, переселенцы снабжались сельскохозяйственным инвентарем, рабочим скотом, причем на двор должно было затрачиваться не более 20 руб. Также переселенцам предоставлялись некоторые льготы: отсрочка от податей на 4 года, от военного постоя — на 6 лет, от рекрутчины (воинской повинности) — на 4 набора, сложение всех недоимок и ссудная помощь. Эти правительственные меры получили название «киселевской» организации переселения [7, 447-450]. Данные мероприятия фактически просуществовали до середины 1860-х годов 15 декабря
1.Переселенческая политика царизма.
Краткая информация: Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины ХІХ века. Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса.правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одной из них была переселенческая политика, которая в этот период приобретает целенаправленный и массовый характер. Переселение населения в край преследовала не только цель разрешения проблемы нехватки земли в центральных регионах России, но и создания опоры колониальному режиму на просторах Казахстана. В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам. Они были заселены на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием и служили военно-агрессивной и военно- феодальной внутренней политике России.
После завершения присоединения Казахстана к России в жизни казахов произошли кардинальные изменения. Вместе с формированием нового политико-административного устройства, экономика края тесно включается в систему хозяйства России. Сам этот период совпал с буржуазными реформами в России середины XIX века. Отмена крепостного права в России не разрешила аграрного вопроса и в регионах продолжались крестьянские волнения. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одной из них была переселенческая политика, которая в этот период приобретает целенаправленный и массовый характер. Переселение населения в край преследовала не только цель разрешения проблемы нехватки земли в центральных регионах России, но и создания опоры колониальному режиму на просторах Казахстана. В середине 60-х годов XIX века военно-казачья колонизация края все больше приобретает характер массового переселения крестьян центральной России на казахские земли. Для этого на местах стали готовиться проекты соответствующих документов. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Г.Колпаковского в 1868 году были разработаны “ Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье”, действовавшие до 1883 года. По “Временным правилам” переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей, в том числе и рекрутской, сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей на обзаведение хозяйством.
В 1883 году в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал- губернаторства местная администрация разработала “Правила о поземельном устройстве оседлого населения области”. Новые правила несколько урезывали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.
В 1886 году было разработано “Положение об управлении Туркестанским генерал- губернаторством”. По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.
2.В переселенческой политики было, как минимум, 2 главных цели:
• Уменьшить социальное напряжение в европейской части страны
• Освоить новые территории, которые еще не были никем заселены
Плюс, дополнительная цель – утверждение русского влияния на Дальнем востоке.
А также с этой политики предполагалось ослабить нехватку земли.
Что касается результатов, то они показывают, что некоторые цели, действительно, были достигнуты. Например, посевные площади были увеличены на 10%, товары сельскохозяйственного сектора теперь стали прибыльной частью экспорта страны, в Сибири число населения увеличилось до 3 миллионов 40 тысяч человек, 30 миллионов десятин земли было освоено, построены несколько тысяч сел, помимо промышленности в Сибири появилось и сельское хозяйство, что дало некий рост экономики. Кроме того, 17% от переселившихся крестьян вернулось в европейскую часть страны. И крестьянских общин, которые Столыпин хотел искоренить, в Сибири не было. Вместо общин в Сибири существовали единоличные хозяйства, а после и кооперации крестьян.
3.не знаю
Объяснение: