1. Определите цель текстов
2. Определите целевую аудиторию текстов
3. Определите стили текстов.
4. Приведите 2 доказательства стиля.
5. Определите жанр текста
6. Сравните языковые особенности текстов (укажите сходства и отличия)
Текст 1.
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного
океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору –
айсберг… В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что удастся только женщин, детей,
да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического
оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со
своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и
заиграли… Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического
композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от
душевных мук, от
сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.
Какой могучей силой должна обладать музыка оказать людям поддержку в трагическую
минуту жизни им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. Музыка
Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу
вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии. Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли в ночь с 14 на 15 апреля 1912
года...
Текст 2.
Вскоре после полуночи, когда айсберг пропорол правый борт «Титаника», Уоллес Хартли собрал всех
музыкантов в зале Первого класса. Они надели жилеты и вначале робко, а
затем все громче и неистовей заиграли жизнерадостный регтайм, отгоняя своим исполнением страх и
тревогу мечущихся по
судну людей. Музыка снимала напряжение, давала призрачное успокоение. Когда вода затопила
салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было наибольшее скопление
пассажиров, и продолжил играть у входа на парадную лестницу. Музыка вселяла надежду на Это была игра со смертью. Регтайм звучал как реквием. От места гибели «Титаника» отплывали шлюпки. Находившиеся в них люди еще долго слышали доносившуюся музыку.
Понимая приближение смерти, Уоллес Хартли, руководитель оркестра, постучав смычком по своей
скрипке, дал знак музыкантам, звуки регтайма стихли и на затопленной палубе зазвучала мелодия, о
которой маэстро всегда говорил, что ее надо играть на собственных похоронах. Один из пассажиров видел, как троих из музыкантов смыло водой, оставшиеся пятеро держались за перила, после чего Хартли воскликнул: «Господа, я прощаюсь с вами пассажир, спустя много лет
вспоминая последнюю, трагическую ночь «Титаника», писал: «В ту ночь было совершено много
героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов,
игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где
они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной
славы».