1. Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905 г. Оформление конституционной монархии в России.
2. Государственный Совет и Государственная Дума. Основные законы 23 апреля 1906 г.
3. Основные тенденции развития российского права в начале XX века.
Объяснение:
1). Оформление конституционной монархии манифестом от 17 октября 1905 г
Буржуазию не устраивала роль в политической структуре общества, которую ей отвели представители правящего класса. Ее противниками выступали дворяне и государственные чиновники. В политической сфере выявились сторонники (С. Ю. Витте) и противники (В. К. Плеве) промышленной модернизации и политических реформ. Борьба между ними — это борьба внутри самого государственного аппарата.
В 1900–1903 гг. разразился мировой кризис, который привел к падению производства, инфляции и ухудшению положения народных масс. Кризис был усугублен засухой и неурожаем 1903 г. Правительство не нашло ничего лучше, чем начать войну с Японией, надеясь быстро уничтожить этого дальневосточного соседа. Надежды не оправдались. В декабре 1904 г. оно вынуждено было пойти на ряд уступок, издав Манифест, в котором обещало уровнять крестьян в правах с другими сословиями и восстановить демократические преобразования.
Но расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и поражение в войне с Японией послужили толчком к углублению кризиса. Народ стал требовать демократических преобразований и созыва Учредительного собрания. Правительство ответило умиротворяющим Манифестом. Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть. Иными словами, в России была провозглашена конституционная монархия.
19 октября 1905 г. был опубликован царский Указ об учреждении объединенного правительственного органа— Совета министров во главе с премьер-министром. Совет министров стал постоянно действующим органом. Оба документа (Манифест 17 октября и Указ 19 октября 1905 г.) имели единое предназначение — борьбу с революционным движением. Но если Манифест рождал надежду мирным, конституционным путем (через Государственную думу) решить насущные проблемы страны и тем самым успокоению страны, то Указ 19 октября должен был успокоить страну, но другими, отнюдь не конституционными, методами — не останавливаясь перед применением любых необходимых для этой цели мер, т. е. вооруженной силы и военно-полевых судов и т. д.
2). Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются
фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение
полномочий между императорской властью и организованным по
Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного
Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы
обеих палат Парламента был определен особыми законами.
При работе с этим документом следует учитывать следующее
обстоятельство. Он представлен здесь в качестве отдельного
закона, так, как он и был опубликован в Полном Собрании Законов.
Однако он также целиком вошел в Свод Законов Российской Империи,
составив там часть Свода Основных Государственных Законов (Т.I,
ч.1 по изд. 1906 г.). При этом нумерация статей 1-23 осталась той
же в обоих изданиях, но в Своде Законов еще находятся главы
вторая (О порядке наследия Престола), третья (О совершеннолетии
Государя Императора, о правительстве и опеке), четвертая
(О вступлении на Престол и о присяге подданства), пятая
(О священном короновании и миропомазании), шестая (О титуле Его
Императорского Величества и о Государственном гербе) и седьмая
(О вере), как это установлено в ст. 24. Соответственно, вторая
глава Основных Законов как отдельного акта (О правах и
обязанностях российских подданных) соответствует только восьмой
главе Свода Основных Законов, и т.д. Поэтому и статьям, данным
здесь под №№ 27-82, соответствуют статьи №№ 69-124 Свода Основных
Законов. Кроме того, ст. 26 соответствует ст. 24 Свода, а ст. 25
соответствует ст. 125 Свода Законов.