1. какое отражение в культуре xiv — xv вв. нашли события, процессы, явления руси этого периода? 2.какими новыми жанрами обогатилась xiv — xv вв.? 3.чем знаменательно для культуры «хождение за три моря» афанасия никитина? 4. как в зодчестве отразилось создание единой и могучей российской державы? 5. почему постройки московского кремля, созданные , приглашенными итальянскими архитекторами и инженерами, не воспринимаются нашими соотечественниками как чуждые? 6.какие шедевры иконописи московской школы вам известны? докажите, что их пронизывают общечеловеческие идеи. 7.что в своем творчестве противопоставил андрей рублев ненависти, междоусобицам, вражде? 8.в каких фольклорных произведениях наши предки выразили свое отношение к труду, представления о счастливой жизни, надежду на лучшую жизнь? соответствующие пословицы, поговорки, частушки, сказки, былины и т.п. 9. культура xiv — xv вв. не пережила, подобно западу, эпохи возрождения. между тем подъем духовности был столь высок, что произведения, созданные мастерами, не уступают лучшим мировым образцам по силе духа. докажите это. 10. почему новшества в быту появились прежде всего вгородах? 11.какие черты быта народов средневековой руси свидетельствовали, что ритм жизни на селе был замедленным, вгородах — ускоренным, а в целом — традиционным? 12. подберите пословицы, поговорки, народные песни, в которых отразились характерные черты быта и обычаев наших предков. 13. чем различался быт царей, бояр и простолюдинов? городской и сельский быт? почему различался?
2. Жанры, которыми обогатилась культура XIV-XV веков, включали иконопись, летопись, поэзию и драматургию. Иконопись стала высокоразвитым искусством, позволяющим передавать духовность и мистические идеи. Летописи стали более украшенными и интерпретировали исторические события с позиции сильной и могучей Руси. Поэзия и драматургия, в свою очередь, записывали и передавали народные песни и былины.
3. "Хождение за три моря" Афанасия Никитина знаменательно для культуры, так как это первое путешествие русского человека в дальние страны и его описание позволило расширить границы мировоззрения русского общества. Никитин описывал чужие культуры, обычаи и верования, открывая новые горизонты для русской культуры.
4. Создание единой и могучей российской державы отразилось в зодчестве через возникновение таких архитектурных шедевров, как постройки Московского Кремля. Московский Кремль стал символом мощи и престижа России, и его архитектура сочетала традиции восточного и западного строительства, отражая тем самым стремление Руси к объединению великих цивилизаций.
5. Постройки Московского Кремля, созданные итальянскими архитекторами и инженерами, не воспринимаются нашими соотечественниками как чуждые, потому что они были адаптированы к местным условиям и культуре. В результате, они сочетали в себе великолепие итальянского искусства и привычное для московской архитектуры.
6. В иконописи московской школы получили развитие такие шедевры, как "Троица" Андрея Рублева, "Спас Нерукотворный" и "Спас Спасоб" Феофана Грека. Эти произведения иконописи пронизаны общечеловеческими идеями такими, как духовность, сострадание, милосердие и любовь к ближнему.
7. В своем творчестве Андрей Рублев противопоставил ненависти, междоусобицам и вражде принципы милосердия, терпимости и мира. Его икона "Троица" стала символом единства и гармонии, а его творчество в целом отражало стремление к миру и единению.
8. Предки выразили свое отношение к труду, представления о счастливой жизни и надежду на лучшую жизнь в различных фольклорных произведениях. Например, в пословицах и поговорках можно найти мудрые мысли о ценности труда и его результате. В народных песнях также воспевалась простота и радость жизни, а былины рассказывали истории о подвигах и победах народа.
9. Культура XIV-XV веков стала выразителем высокого духовного подъема, несмотря на отсутствие развития эпохи возрождения, которая произошла на западе. Произведения мастеров этого времени, такие как иконы и летописи, обладали глубокой духовностью и силой, способной сравниться с лучшими мировыми образцами искусства.
10. Новшества в быту появились прежде всего в городах из-за большей информационной связанности, доступности торговли и контактов с разными культурами. Именно городские общества были более активными в восприятии новых идей, технологий и удобств.
11. Черты быта народов средневековой Руси свидетельствуют о различных ритмах жизни в городах и на селе. На селе ритм жизни был замедленным из-за преобладания сельского хозяйства и ручного труда, в то время как в городах ритм был ускоренным из-за развития торговли и ремесел. В целом, быт на Руси сохранял традиционные черты, отражая устойчивость культуры и обычаев.
12. Народные пословицы, поговорки, народные песни и былины отражают характерные черты быта и обычаев наших предков. Например, пословица "Труден добродетель, да полезен", выражает отношение к труду, а поговорка "Утро вечера мудренее" отражает мудрость и опыт взрослых.
13. Быт царей, бояр и простолюдинов, а также городской и сельский быт различались по жизненным условиям, доступности ресурсов и социальному статусу. Цари и бояре вели жизнь в роскоши и достатке, имели доступ к лучшим материальным благам и развлечениям. Простолюдины же жили в более скромных условиях и тесноте. Городской быт отличался большей активностью, разнообразием и торговыми возможностями, в то время как сельский быт был связан с сельским хозяйством и ежедневными трудностями. Различия в быте были обусловлены их социальным статусом и доступными ресурсами каждой группы людей.