1 Фрагмент исторического источника
Из «Жития протопопа Аввакума» И прочих наших на Москве жарили да
пекли... Иных поборников церковных многое множество погублено, их же
число Бог изочтет. Чудо, как то в познание не хотят прийти: огнем, да
кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолы научили
так? — не знаю.
Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить. Огнем, да кнутом, да
виселицею хотят в веру приводить... Волею зовет Христос, а не приказал
апостолам непокоряющихся огнем жечь и на виселицах вешать...
Ну-тка, правоверные, станьте среди Москвы, перекреститесь знамением нашего Христа! Бог благословит: мучься за сложение перст, не
рассуждай много! А я с тобой за это умереть готов.
Во по тексту
— К какому виду источников относится этот документ?
— Какие идеи автор документа хотел довести до потомков?
— Какой вывод, исходя из документа, можно сделать об отношении в
российском обществе к церковной реформе 1654 г.?
2. Этот документ можно отнести к категории духовных источников, так как он содержит выдержки из "Жития протопопа Аввакума", которое представляет собой биографию и духовное наставление протопопа.
3. Автор документа хотел довести до потомков несколько идей. Во-первых, он выражает свое неодобрение методов, используемых для приведения людей к вере, таких как огонь, плети и виселицы. Он указывает, что Христос не приказывал апостолам так поступать. Во-вторых, он обращается к "правоверным" и призывает их принять веру и креститься в Москве. Он предлагает им не рассуждать и мучиться за сложение перста, т.е. выполнить требуемое действие без отказа, и готов умереть вместе с ними за веру. Таким образом, автор хотел подчеркнуть важность веры и несогласие с насилием в ее истинной проповеди.
4. Исходя из данного документа можно сделать вывод о негативном отношении российского общества к церковной реформе 1654 года. Автор описывает жестокие методы, используемые против противников реформ и выражает свое недоумение и неприятие этих действий. Его призыв к "правоверным" подразумевает, что большая часть общества не считает себя таковыми и не поддерживает реформу. В целом, документ указывает на наличие сопротивления в обществе и противостояние реформам церкви.