Во-первых, краудфандинг дает возможность собрать необходимые средства тем, кто по каким-либо причинам не может привлечь инвесторов с большим кошельком. Чаще всего это либо социальные проекты, либо культурные. Они не представляют для бизнеса особого интереса, но порой люди хотят, чтобы в их жизни они присутствовали. Да и о самореализации не стоит забывать.
Во-вторых, краудфандинг дает возможность людям стать сопричастными к какому-либо проекту. Ведь никто не требует больших капиталовложений. «Деньги по чуть-чуть — не так накладно, — говорит Константин Горожанкин, руководитель проекта iStartUp.kz. — Плюс и в том, что у тех, кто дает, сразу появляется желание и быть тестовой группой». Аскар Абенов, со-основатель и СЕО проекта Startuper.kz, указывает на еще одну сторону, в которой множество людей становятся сопричастны к проекту и пользу самого проекта от этого. «Групповое финансирование позволяет не просто собрать необходимые средства (причем не только деньги), но и получить обратную связь от своих потенциальных потребителей: чего им хотелось бы еще, готовы ли они покупать это, нужно ли вообще им то, что предлагает стартапер (автор идеи)», — говорит он.
Третий плюс отметил Константин Нагаев, коммерческий директор Kaznetmedia, руководитель проекта Horde.me: «Проекты получают независимое финансирование от пользователей и, как следствие, большую независимость. Пользователи — возможность поддержать понравившийся ресурс напрямую, без кликов на рекламу и прочих плясок». Действительно, когда над тобой не стоит инвестор, который требует идти в развитии определенным путем, стартап может развивать свой продукт по усмотрению своих основателей.
И четвертое: развитие технологий людям из разных уголков нашей планеты связываться друг с другом, а в случае с краудфандингом еще и друг другу финансово. Более того, при социальных сетей и прочих видов коммуникаций можно донести свою идею до большего числа людей, привлечь их не заставляя делать лишних движений.
Минусы краудфандинга
Первый состоит в том, что порой не сложно заинтересовать людей своим проектом, идеей, но донести до них, чтобы они узнали об этом — это намного труднее. В результате сбор происходит медленно, если вообще происходит. В то же время Константин Нагаев отмечает, что мешать может «менталитет, при котором создатель проекта считает неудобным «выпрашивать» деньги, а пользователи просто не готовы платить, считая кнопку «поддержать» вымогательством». А с другой стороны, Константин Горожанкин указывает на низкий уровень доверия между людьми. И тут можно согласиться, так как новомодное слово краудфандинг уже начинают использовать для прикрытия финансовых пирамид. Да и случаев, когда проект собирал деньги, а его авторы просто исчезали, уже наберется с корзинку.
«Необходимо отметить, что давая деньги на улице, любой из нас не может быть уверен, что деньги пойдут по назначению,» — говорит о втором минусе Алексей Пригара, руководитель проекта Stаrtticket. Действительно, часто вопрос стоит о доверии и по опыту немногих пока казахстанских краудфандеров первыми, и в большинстве единственными, жертвователями становятся друзья и знакомые. «У меня есть небольшой опыт краудфандинга. Первый раз я собирал на издание книги, кинув клич в Facebook. По факту все скатилось к взносам от людей, которых я знал лично, — делится Константин Нагаев. — Второй раз — на моем личном блоге, где я прикрутил кнопку платежной системы Wooppay для пожертвований. Вернее дотаций, но в нашем языке оба слова имеют негативную окраску. Мне удалось набрать сумму, достаточную для оплаты выделенного сервера, так что результатом я доволен».
И третий, и наверно самый серьезный, минус. О нем говорят все о эксперты: отсутствие законодательной базы и простого инструмента для пожертвований. И если со вторым уже начинается работа и проекты начинают свою работу, то с первым придется ждать. Алексей Пригара отмечает «отсутствие регулирования оборота электронных денег и недостаточное распространение и присутствие в регионах платежных систем. Во всем мире широко распространены электронные деньги, а при создании данного проекта мы столкнулись с ограничениями в РК по электронным платежам и возможности превратить их в реальные деньги, для возможности их расходовать».
Во-вторых, краудфандинг дает возможность людям стать сопричастными к какому-либо проекту. Ведь никто не требует больших капиталовложений. «Деньги по чуть-чуть — не так накладно, — говорит Константин Горожанкин, руководитель проекта iStartUp.kz. — Плюс и в том, что у тех, кто дает, сразу появляется желание и быть тестовой группой». Аскар Абенов, со-основатель и СЕО проекта Startuper.kz, указывает на еще одну сторону, в которой множество людей становятся сопричастны к проекту и пользу самого проекта от этого. «Групповое финансирование позволяет не просто собрать необходимые средства (причем не только деньги), но и получить обратную связь от своих потенциальных потребителей: чего им хотелось бы еще, готовы ли они покупать это, нужно ли вообще им то, что предлагает стартапер (автор идеи)», — говорит он.
Третий плюс отметил Константин Нагаев, коммерческий директор Kaznetmedia, руководитель проекта Horde.me: «Проекты получают независимое финансирование от пользователей и, как следствие, большую независимость. Пользователи — возможность поддержать понравившийся ресурс напрямую, без кликов на рекламу и прочих плясок». Действительно, когда над тобой не стоит инвестор, который требует идти в развитии определенным путем, стартап может развивать свой продукт по усмотрению своих основателей.
И четвертое: развитие технологий людям из разных уголков нашей планеты связываться друг с другом, а в случае с краудфандингом еще и друг другу финансово. Более того, при социальных сетей и прочих видов коммуникаций можно донести свою идею до большего числа людей, привлечь их не заставляя делать лишних движений.
Минусы краудфандинга
Первый состоит в том, что порой не сложно заинтересовать людей своим проектом, идеей, но донести до них, чтобы они узнали об этом — это намного труднее. В результате сбор происходит медленно, если вообще происходит. В то же время Константин Нагаев отмечает, что мешать может «менталитет, при котором создатель проекта считает неудобным «выпрашивать» деньги, а пользователи просто не готовы платить, считая кнопку «поддержать» вымогательством». А с другой стороны, Константин Горожанкин указывает на низкий уровень доверия между людьми. И тут можно согласиться, так как новомодное слово краудфандинг уже начинают использовать для прикрытия финансовых пирамид. Да и случаев, когда проект собирал деньги, а его авторы просто исчезали, уже наберется с корзинку.
«Необходимо отметить, что давая деньги на улице, любой из нас не может быть уверен, что деньги пойдут по назначению,» — говорит о втором минусе Алексей Пригара, руководитель проекта Stаrtticket. Действительно, часто вопрос стоит о доверии и по опыту немногих пока казахстанских краудфандеров первыми, и в большинстве единственными, жертвователями становятся друзья и знакомые. «У меня есть небольшой опыт краудфандинга. Первый раз я собирал на издание книги, кинув клич в Facebook. По факту все скатилось к взносам от людей, которых я знал лично, — делится Константин Нагаев. — Второй раз — на моем личном блоге, где я прикрутил кнопку платежной системы Wooppay для пожертвований. Вернее дотаций, но в нашем языке оба слова имеют негативную окраску. Мне удалось набрать сумму, достаточную для оплаты выделенного сервера, так что результатом я доволен».
И третий, и наверно самый серьезный, минус. О нем говорят все о эксперты: отсутствие законодательной базы и простого инструмента для пожертвований. И если со вторым уже начинается работа и проекты начинают свою работу, то с первым придется ждать. Алексей Пригара отмечает «отсутствие регулирования оборота электронных денег и недостаточное распространение и присутствие в регионах платежных систем. Во всем мире широко распространены электронные деньги, а при создании данного проекта мы столкнулись с ограничениями в РК по электронным платежам и возможности превратить их в реальные деньги, для возможности их расходовать».