6. в чем состоит цель всякой науки с системной точки зрения?
7. какие системные открытия в науке сделали н. коперник, к. линней,
в. и. вернадский? назовите имена других ученых и их открытия, имеющие
системный характер.
8. что такое системный подход? примеры ситуаций, когда отсутст-
вие системного подхода ведет к катастрофическим последствиям.
9. выделите подсистемы в следующих объектах, рассматриваемых в качестве
систем:
костюм;
автомобиль;
компьютер;
городская телефонная сеть;
школа;
армия;
государство.
10. удаление каких элементов из вышеназванных систем к потере сис-
темного эффекта, т. е. к невозможности выполнения их основного назначе-
ния? попробуйте выделить существенные и несущественные элементы этих
систем с позиции системного эффекта.
7. Н. Коперник - польский астроном, сформулировавший гелиоцентрическую модель Солнечной системы, при которой Солнце является ее центром, а планеты вращаются вокруг него. Это открытие сделало революцию в астрономии и позволило пересмотреть тогдашние представления о мироздании.
К. Линней - шведский ботаник, создавший систематическую классификацию растений и животных. Он ввел бинарную систему названий для организмов, разделял их на роды, виды, семейства и т.д. Это позволило упорядочить и классифицировать множество разнообразных видов на основе их общих признаков.
В. И. Вернадский - русский ученый, создавший научную дисциплину биогеохимию и разработавший концепцию биосферы. Он показал, что живые организмы и их обмен веществ непосредственно влияют на химические процессы в земной оболочке, и предложил рассматривать Землю как живую систему.
Другие ученые и их открытия, имеющие системный характер, включают:
- Исаак Ньютон и его законы движения и гравитации, которые объясняют поведение объектов в механических системах.
- Чарльз Дарвин и его теория естественного отбора, которая объясняет эволюцию организмов через систему наследования и изменчивости.
- Лудвиг Больцман и его статистическая физика, которая объясняет поведение многочастичных систем на основе вероятностных моделей.
8. Системный подход - это методология, основанная на рассмотрении объекта исследования как системы, включающей взаимодействующие элементы и связи между ними. В системном подходе учитываются взаимодействие и взаимозависимость элементов системы, а также их связь с окружающей средой. Применение системного подхода позволяет анализировать систему в целом и рассматривать ее свойства и поведение, не ограничиваясь изучением отдельных компонентов.
Примеры ситуаций, когда отсутствие системного подхода ведет к катастрофическим последствиям, включают:
- Чернобыльская авария: отсутствие системного подхода при проектировании и эксплуатации ядерной электростанции привело к серьезным нарушениям и катастрофе, которая повлекла за собой гибель людей и значительное радиационное загрязнение.
- Финансовый кризис 2008 года: отсутствие системного подхода при оценке рисков и связей между финансовыми институтами привело к последствиям, которые затронули мировую экономику и привели к серьезным экономическим потрясениям.
- Экологические катастрофы: отсутствие системного подхода в управлении окружающей средой может привести к загрязнению водных ресурсов, вымиранию видов, деградации экосистем. Например, загрязнение рек и промышленные выбросы нарушают баланс природных систем и ведут к их разрушению.
9. Подсистемы в следующих объектах:
- Костюм: верхний и нижний этажи, отдельные элементы (рубашка, брюки, платье), аксессуары (головной убор, обувь).
- Автомобиль: двигатель, трансмиссия, тормозная система, подвеска, электрическая система, кузов, салон, колеса.
- Компьютер: процессор, оперативная память, жесткий диск, видеокарта, монитор, клавиатура, мышь.
- Городская телефонная сеть: центральный коммутатор, линии связи, абонентские аппараты, программное обеспечение.
- Школа: ученики, учителя, администрация, учебные предметы, кабинеты, школьный двор, спортивный зал.
- Армия: солдаты, офицеры, военная техника (танки, самолеты, корабли), командный центр, оружие, питание.
- Государство: правительство, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, налоговая система, армия, полиция, образование, здравоохранение, транспорт.
10. Удаление некоторых элементов из систем может привести к потере системного эффекта и невозможности выполнения их основного назначения. Существенные элементы систем обычно отвечают за основные функции и связи, в то время как несущественные элементы могут не иметь существенного влияния на работу системы.
Примеры существенных элементов систем:
- В автомобиле, двигатель является существенным элементом, так как от него зависит движение и функционирование всего автомобиля.
- В городской телефонной сети, центральный коммутатор является существенным элементом, так как от него зависит передача и связь между абонентами.
- В школе, учителя являются существенным элементом, так как от их преподавания зависит образование учеников.
Примеры несущественных элементов систем:
- В автомобиле, окраска кузова является несущественным элементом, так как она не влияет на движение и работу автомобиля.
- В городской телефонной сети, цвет абонентских аппаратов является несущественным элементом, так как он не влияет на передачу связи.
- В школе, цвет школьного двора является несущественным элементом, так как он не влияет на преподавательный процесс.
Вывод: системный подход помогает анализировать и понимать сложные системы, идентифицировать их элементы и связи между ними, а также определять существенные и несущественные компоненты системы.