1. Прочитайте текст и выполните задания. (1) Павел Петрович Аносов – великий русский металлург. (2)В Златоусте ему поставили памятник. (З) Его имя присвоили станции на Уральской железной дороге. (4) О нём писали книги и слагали легенды. (5)Он стоял у истоков производства стали в промышленности и создал сплав высокой прочности, который назвали русским булатом.
(6)Сначала Павел Петрович долго изучал тайны древнего булата. (7)Для исследования стали учёный впервые применил микроскоп и увидел, что узоры булата похожи на шёлковые пряди и гроздья винограда.(8) И вырастают такие узоры при переплавке металла особым методом.
(По В.Черноземцеву)
Выполните задания 2-8 по данному тексту.
2. Опираясь на главную мысль текста, продолжите предложение. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска.
Рассказывая об известном учёном и металлурге, автор особое внимание уделяет главному изобретению П.П.Аносова - русскому <...>.
ответ:
3. Из предложения 7 выпишите словосочетания, с которых автор описывает орнамент на булате.
ответ:
4. Укажите стиль речи данного текста.
ответ:
5. Подберите синоним к слову «тайны» (предложение 6)
ответ:
6. Из предложений 8 выпишите существительное, в составе которого есть приставка и суффикс.
ответ:
7. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
ответ:
8. Выпишите из текста номера всех сложных предложений.
ответ:
9. Прочитайте слова. Сравните произношение и правописание слов. В квадратных скобках укажите звук, который произносится на месте выделенных в этих словах согласных:
сплаВ - [ ]
металлурГ - [ ]
(при) переплаВке - [ ]
Впервые - [ ]
Что происходит с согласными в данных словах? Допишите предложение, вставив на месте пропуска слово (сочетание слов).
Когда звонкий согласный стоит на конце слова или перед следующим глухим согласным, то происходит <...>.
ответ:
10. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Запишите подобранные вами слова.
отв…рить (грибы) -
р…скошный (подарок) -
прим…рять (платье) -
потр…сти (слушателей) -
сп…шите (пример) -
11. Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо.
Об…явить (о собрании), с…ёжился (от страха) , (чай) с печен…ем, (они) улыбнут…ся, (надо) старат..ся
Выпишите слово, в котором на месте пропуска не должно быть никакой буквы.
ответ:
12. В каком из выделенных слов правописание окончания не зависит от склонения имени существительного? Выпишите это слово.
В планетарии
(нет) тетради
У дочери
На выставке
В аллее
ответ:
13. Узнайте по этимологической справке, какое слово с непроверяемой гласной в корне пропущено в предложении. Запишите это слово.
Солнце садилось, широкими <…> полосами разбегались его последние лучи.
Этимологическая справка: багръ - «красная краска, красный цвет».
ответ:
14. По началу текста определите тип речи и укажите его.
Ребятишки вдруг закричали разом и побежали. Они что-то увидели впереди. Я тоже прибавил шагу.
ответ: