Среди глобальных социальных проблем особое место принадлежит проблеме мира и войны. Если в первой мировой войне погибло 10 млн. чел. во второй – 55 млн. чел., то в третьей, ядерной войне погибнет все человечество. Земля в результате НТР стала слишком маленькой и хрупкой для войн с участием основных стран мира, да и любая война в стране, где имеются ядерные заряды, атомные электростанции чревата опасностью ядерного заражения всей планеты. Отказ от войн и силовой политики в атомный век – главная посылка концепции нового политического мышления. В результате распространения, претворения в жизнь этой концепции и в связи с началом интенсивного процесса становления мирового рынка исчезла угроза мировой войны как метода разрешения противоречия двух блоков, возглавляемых наиболее мощными в военном отношении ядерными державами. Распался один блок, распался и возглавлявший его СССР. В то же время нельзя считать, что ныне полностью исчезла возможность третьей мировой войны, возможность использования ядерного и других видов оружия массового уничтожения людей. Последнее может быть использовано в результате авантюризма политиков и в локальных войнах, которые вспыхивают то в одном, то в другом регионе. В ходе подобных конфликтов могут быть взорваны, повреждены атомные электростанции. Проблема мира и войны сохраняет глобальный характер. Для ее решения много усилий прилагают всемирное социальное движение борьбы за мир, Организация Объединенных наций, ее орган – Совет Безопасности. Исходя из определенных успехов в решении этой глобальной проблемы ряд политиков, а вместе с ними и некоторые ученые, утверждают, что скоро наступит полное разоружение всех стран. Этот вывод, основанный на гипотетическом подходе к предвидению, не учитывает многие факторы, особенно социального характера, которые делают невозможным полное разоружение стран, ликвидацию войны как решения политических вопросов. Пока существуют государства, пока существует политика, остается возможность войн как продолжения политики насильственным методом. Но общество, человечество не будет существовать постоянно в современном социально-политическом состоянии, да и государство и политика не будут существовать вечно. Процесс их исчезновения займет жизнь многих поколений. Ныне лишь начинает проявляться тенденция к становлению мирового государства и формированию политики, учитывающей различные интересы различных классов (страт) и этносов (народов), политики, в основе которой лежат общечеловеческие ценности.
Глобальные проблемы современности, особенно социально-экологические, социально-энергетические, истощение недр Земли ставят задачу поиска новых технологий, экологически чистых производств, поиска и использования новых источников энергии, ресурсосбережения, энергосбережения. Ученые ставили и ставят задачи минимизации моторного транспорта, даже дезиндустриализации и дезурбанизации, а также реанимации семьи и восстановления единства поколений и т. д. Многие из названных задач, выполнение которых бы ослаблению остроты проблем, остаются добрыми пожеланиями, которые не могут быть воплощены в действительность в условиях сегодняшних социально-экономических, социально-политических и социокультурных взаимодействий.
Для решения глобальных социальных проблем необходим новый тип социального взаимодействия. В рамках существующих отношений они могут привести к экологической катастрофе, к истощению минеральных ресурсов, к деградации человека. Об этом написано немало трудов. Заслуживает внимания изданная на русском языке в 1988 г. книга немецко-американского социолога и психолога Эриха Фромма «Иметь или быть». Аналогичные проблемы поднимались на конференции ООН по проблемам окружающей среды и будущего развития цивилизации в июне 1992 г. в Бразилии. В ней приняли участие многие ведущие ученые и политики современности. Основные выводы конференции сводятся к следующему: глобальные проблемы требуют новой модели развития цивилизации человечество в рамках существующей разобщенности капиталистической модели развития невозможно; необходимо единение человечества, всемерное регулирование развития экономики. Сохранению человечества формирование мирового рынка, массовые социальные движения сторонников мира, противников загрязнения окружающей среды и, самое главное, развитие науки, в том числе социологии.
Среди глобальных социальных проблем особое место принадлежит проблеме мира и войны. Если в первой мировой войне погибло 10 млн. чел. во второй – 55 млн. чел., то в третьей, ядерной войне погибнет все человечество. Земля в результате НТР стала слишком маленькой и хрупкой для войн с участием основных стран мира, да и любая война в стране, где имеются ядерные заряды, атомные электростанции чревата опасностью ядерного заражения всей планеты. Отказ от войн и силовой политики в атомный век – главная посылка концепции нового политического мышления. В результате распространения, претворения в жизнь этой концепции и в связи с началом интенсивного процесса становления мирового рынка исчезла угроза мировой войны как метода разрешения противоречия двух блоков, возглавляемых наиболее мощными в военном отношении ядерными державами. Распался один блок, распался и возглавлявший его СССР. В то же время нельзя считать, что ныне полностью исчезла возможность третьей мировой войны, возможность использования ядерного и других видов оружия массового уничтожения людей. Последнее может быть использовано в результате авантюризма политиков и в локальных войнах, которые вспыхивают то в одном, то в другом регионе. В ходе подобных конфликтов могут быть взорваны, повреждены атомные электростанции. Проблема мира и войны сохраняет глобальный характер. Для ее решения много усилий прилагают всемирное социальное движение борьбы за мир, Организация Объединенных наций, ее орган – Совет Безопасности. Исходя из определенных успехов в решении этой глобальной проблемы ряд политиков, а вместе с ними и некоторые ученые, утверждают, что скоро наступит полное разоружение всех стран. Этот вывод, основанный на гипотетическом подходе к предвидению, не учитывает многие факторы, особенно социального характера, которые делают невозможным полное разоружение стран, ликвидацию войны как решения политических вопросов. Пока существуют государства, пока существует политика, остается возможность войн как продолжения политики насильственным методом. Но общество, человечество не будет существовать постоянно в современном социально-политическом состоянии, да и государство и политика не будут существовать вечно. Процесс их исчезновения займет жизнь многих поколений. Ныне лишь начинает проявляться тенденция к становлению мирового государства и формированию политики, учитывающей различные интересы различных классов (страт) и этносов (народов), политики, в основе которой лежат общечеловеческие ценности.
Глобальные проблемы современности, особенно социально-экологические, социально-энергетические, истощение недр Земли ставят задачу поиска новых технологий, экологически чистых производств, поиска и использования новых источников энергии, ресурсосбережения, энергосбережения. Ученые ставили и ставят задачи минимизации моторного транспорта, даже дезиндустриализации и дезурбанизации, а также реанимации семьи и восстановления единства поколений и т. д. Многие из названных задач, выполнение которых бы ослаблению остроты проблем, остаются добрыми пожеланиями, которые не могут быть воплощены в действительность в условиях сегодняшних социально-экономических, социально-политических и социокультурных взаимодействий.
Для решения глобальных социальных проблем необходим новый тип социального взаимодействия. В рамках существующих отношений они могут привести к экологической катастрофе, к истощению минеральных ресурсов, к деградации человека. Об этом написано немало трудов. Заслуживает внимания изданная на русском языке в 1988 г. книга немецко-американского социолога и психолога Эриха Фромма «Иметь или быть». Аналогичные проблемы поднимались на конференции ООН по проблемам окружающей среды и будущего развития цивилизации в июне 1992 г. в Бразилии. В ней приняли участие многие ведущие ученые и политики современности. Основные выводы конференции сводятся к следующему: глобальные проблемы требуют новой модели развития цивилизации человечество в рамках существующей разобщенности капиталистической модели развития невозможно; необходимо единение человечества, всемерное регулирование развития экономики. Сохранению человечества формирование мирового рынка, массовые социальные движения сторонников мира, противников загрязнения окружающей среды и, самое главное, развитие науки, в том числе социологии.