Представлений о возникновении жизни. теории, идеи, гипотезы формирования естественно-научной картины мира. современное представление о возникновении жизни.
1. История представлений о возникновении жизни Многотысячелетняя история Homo sapiens знала не од¬ну гипотезу о путях возникновения жизни и о месте челове¬ка в системе живых существ. В этом вопросе с древности существуют две противо¬положные точки зрения, одна из которых утверждает воз¬можность происхождения живого из неживого — теория абиогенеза; другая — теория биогенеза — отрицает само¬произвольное зарождение жизни. Последнее воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направ¬лений и происходила борьба в вопросе о возникновении жиз¬ни на всем протяжении истории науки. Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строго научную почву и тем самым обосновать пра¬вильность теории абиогенеза. Они дают возможность наме¬тить те факторы, которые привели к превращению неживой материи в живую, и те пути эволюции веществ, которые мог¬ли привести к возникновению живого. 2. Представления древних и средневековых философов Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Особенно это относится к такому явлению, как размножение. Так, греческий философ Эмпедокл (V в. до н. э.) приписывал деревьям нести яйца. Неудивительно поэтому, что даже такой крупный уче¬ный, как Аристотель (IV в. до н. э.), высказывал аналогич¬ные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды. Незнание спо¬собов размножения многих животных и растений служило, по-видимому, причиной того, что для них считалась возмож¬ной возникновения из мертвых остатков живых существ или из неорганических веществ. Например, вшам Аристотель приписывает происхождение из мяса, клопам — из соков тела животных, а дождевым червям — из ила прудов. Взгляды на происхождение жизни в средние века следу¬ет также расценивать как следствие невежества, которое по мере накопления положительного знания уступало место бо¬лее правильным представлениям. Однако, поскольку авто¬ритет Аристотеля поддерживался средневековой церковью, идея самопроизвольного зарождения господствовала в умах длительное время и направляла средневековых алхимиков на поиски рецепта искусственного превращения неживого вещества в живую материю. Сюда относятся рецепты при¬готовления мышей из пшеницы при фермента», исходящего от грязной рубашки; приготовление человека из гниющих жидкостей человеческого тела — мочи и кро¬ви, а также многие другие.
Многотысячелетняя история Homo sapiens знала не од¬ну гипотезу о путях возникновения жизни и о месте челове¬ка в системе живых существ.
В этом вопросе с древности существуют две противо¬положные точки зрения, одна из которых утверждает воз¬можность происхождения живого из неживого — теория абиогенеза; другая — теория биогенеза — отрицает само¬произвольное зарождение жизни. Последнее воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направ¬лений и происходила борьба в вопросе о возникновении жиз¬ни на всем протяжении истории науки.
Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строго научную почву и тем самым обосновать пра¬вильность теории абиогенеза. Они дают возможность наме¬тить те факторы, которые привели к превращению неживой материи в живую, и те пути эволюции веществ, которые мог¬ли привести к возникновению живого.
2. Представления древних и средневековых философов
Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Особенно это относится к такому явлению, как размножение. Так, греческий философ Эмпедокл (V в. до н. э.) приписывал деревьям нести яйца. Неудивительно поэтому, что даже такой крупный уче¬ный, как Аристотель (IV в. до н. э.), высказывал аналогич¬ные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды. Незнание спо¬собов размножения многих животных и растений служило, по-видимому, причиной того, что для них считалась возмож¬ной возникновения из мертвых остатков живых существ или из неорганических веществ. Например, вшам Аристотель приписывает происхождение из мяса, клопам — из соков тела животных, а дождевым червям — из ила прудов.
Взгляды на происхождение жизни в средние века следу¬ет также расценивать как следствие невежества, которое по мере накопления положительного знания уступало место бо¬лее правильным представлениям. Однако, поскольку авто¬ритет Аристотеля поддерживался средневековой церковью, идея самопроизвольного зарождения господствовала в умах длительное время и направляла средневековых алхимиков на поиски рецепта искусственного превращения неживого вещества в живую материю. Сюда относятся рецепты при¬готовления мышей из пшеницы при фермента», исходящего от грязной рубашки; приготовление человека из гниющих жидкостей человеческого тела — мочи и кро¬ви, а также многие другие.