Версия 1: жадность нефтяных компаний ответ, который первым делом приходит на ум простому автолюбителю, несведущему в вопросах ценообразования. Нефти в стране предостаточно, бензин дорогой, значит всему виной неуемные аппетиты нефтяных магнатов, которые за кровные деньги водителей покупают себе замки и футбольные клубы. По данным опроса ВЦИОМ, каждый пятый россиянин считает основной причиной роста цен на бензин жадность олигархов. Эту популярную версию перманентно поддерживают и российские чиновники. Во время очередного обострения бензиновой чиновники громогласно обвиняет нефтяные компании в ценовом сговоре. Флагманом борьбы с бессовестным монополизмом нефтяных корпораций выступает Федеральная Антимонопольная Служба. «Если цены на нефть в мире растут, то же самое происходит и в России, но когда на мировом рынке идет снижение, в России цены не снижаются», — заявляет руководитель ФАС Игорь Артемьев. По его словам, цены на нефтепродукты, согласно объективным расчетам экспертов, должны быть на 15-20% ниже и в опте и в рознице. С коллегой согласен и глава ростовского регионального отделения ФАС Вадим Корнеев. «Основной причиной роста цен является поведение общероссийских нефтяных компаний: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», «ТНК-BP». У местных нефтетрейдеров есть небольшой «коридор для хулиганства», — резюмирует он. Сегодня вертикально-интегрированные компании контролируют около 80% бензинового рынка России. Периодически антимонопольщики устраивают показательные «порки» особо зарвавшихся компаний, но дело не заходит дальше предупреждений и угроз миллиардными штрафами. На 50% нефтяные компании принадлежат государству, и скромное ведомство по защите конкуренции не в силах бороться с более тяжеловесными структурами. Ситуация на мировом рынке складывается так, что нефтяным компаниям более выгодно продавать топливо другим странам по более высокой цене, чем продавать его соотечественникам по низкой цене. Вы спросите, куда же смотрит правительство?! И тут мы подходим ко второй причине дороговизны российского бензина. Версия 2 : драконовские налоги Едва ли не первым, без лишнего кокетства, об отношении государства к ценам на бензин высказался премьер-министр страны Владимир Путин. Он прямо заявил, что дорогой бензин – это во многом сознательная политика государства. Налоги с производства и продажи бензина обеспечивают существенную часть доходов в бюджет, и сокращать этот денежный поток государство не намерено. Цена за литр формируется более чем из 10 параметров, среди которых себестоимость добычи нефти, расходы на транспортировку, прибыль заправок и различные налоги и акцизы. «Цена топлива – прямо является следствием повышения налогов Правительства РФ», — недвусмысленно заявил президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Доказательством его версии служит простая арифметика.Расходы на переработку:Себестоимость добычи нефти – 6,6% Расходы на транспортировку и маркетинг – 16,8% Прибыль нефтяных компаний – 10,1% Прибыль АЗС – 6,2%Доля государства: Налог на добычу полезных ископаемых – 26,4% Акциз – 11,9% НДС – 15,4% Налог на прибыль – 5,3%Выходит, что практически 60% стоимости литра топлива накручивает государство.
ответ, который первым делом приходит на ум простому автолюбителю, несведущему в вопросах ценообразования. Нефти в стране предостаточно, бензин дорогой, значит всему виной неуемные аппетиты нефтяных магнатов, которые за кровные деньги водителей покупают себе замки и футбольные клубы. По данным опроса ВЦИОМ, каждый пятый россиянин считает основной причиной роста цен на бензин жадность олигархов.
Эту популярную версию перманентно поддерживают и российские чиновники. Во время очередного обострения бензиновой чиновники громогласно обвиняет нефтяные компании в ценовом сговоре. Флагманом борьбы с бессовестным монополизмом нефтяных корпораций выступает Федеральная Антимонопольная Служба.
«Если цены на нефть в мире растут, то же самое происходит и в России, но когда на мировом рынке идет снижение, в России цены не снижаются», — заявляет руководитель ФАС Игорь Артемьев. По его словам, цены на нефтепродукты, согласно объективным расчетам экспертов, должны быть на 15-20% ниже и в опте и в рознице. С коллегой согласен и глава ростовского регионального отделения ФАС Вадим Корнеев. «Основной причиной роста цен является поведение общероссийских нефтяных компаний: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», «ТНК-BP». У местных нефтетрейдеров есть небольшой «коридор для хулиганства», — резюмирует он.
Сегодня вертикально-интегрированные компании контролируют около 80% бензинового рынка России. Периодически антимонопольщики устраивают показательные «порки» особо зарвавшихся компаний, но дело не заходит дальше предупреждений и угроз миллиардными штрафами. На 50% нефтяные компании принадлежат государству, и скромное ведомство по защите конкуренции не в силах бороться с более тяжеловесными структурами.
Ситуация на мировом рынке складывается так, что нефтяным компаниям более выгодно продавать топливо другим странам по более высокой цене, чем продавать его соотечественникам по низкой цене. Вы спросите, куда же смотрит правительство?! И тут мы подходим ко второй причине дороговизны российского бензина.
Версия 2 : драконовские налоги
Едва ли не первым, без лишнего кокетства, об отношении государства к ценам на бензин высказался премьер-министр страны Владимир Путин. Он прямо заявил, что дорогой бензин – это во многом сознательная политика государства. Налоги с производства и продажи бензина обеспечивают существенную часть доходов в бюджет, и сокращать этот денежный поток государство не намерено.
Цена за литр формируется более чем из 10 параметров, среди которых себестоимость добычи нефти, расходы на транспортировку, прибыль заправок и различные налоги и акцизы. «Цена топлива – прямо является следствием повышения налогов Правительства РФ», — недвусмысленно заявил президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Доказательством его версии служит простая арифметика.Расходы на переработку:Себестоимость добычи нефти – 6,6%
Расходы на транспортировку и маркетинг – 16,8%
Прибыль нефтяных компаний – 10,1%
Прибыль АЗС – 6,2%Доля государства:
Налог на добычу полезных ископаемых – 26,4%
Акциз – 11,9%
НДС – 15,4%
Налог на прибыль – 5,3%Выходит, что практически 60% стоимости литра топлива накручивает государство.