Всем ходом истории географии ей было предопределено оказаться в самой гуще проблем взаимодействия природы и общества. Хорошо известно, какую остроту эти проблемы приобрели в современном мире. Менее известно, что география лучше других наук подготовлена к разработке научных основ оптимизации наших отношений с природной средой, к выработке стратегии рационального использования природных ресурсов и сохранения жизненной среды человечества. Крупные достижения в этой области остаются в основном достоянием узкого круга ученых-географов. Создался, таким образом, глубокий разрыв между огромным научным потенциалом географической науки и ее социальной значимостью, с одной стороны, и ее невысоким общественным авторитетом («престижем») – с другой.
Одна из причин такого разрыва в том, что географы, очевидно, плохо популяризируют идеи и практические достижения своей науки и слишком мало внимания уделяют их внедрению в школьное образование.Для подавляющего большинства людей главным, если не единственным, источником географических знаний является средняя школа. От школьной общеобразовательной подготовки зависит уровень географический культуры населения, что предполагает элементарные навыки географического мышления. Географическое мышление – это вовсе не только умение ориентироваться в земном пространстве с карты (хотя и это необходимо). Главное состоит в выработке комплексного взгляда на окружающую нас природу и в понимании теснейшей взаимной зависимости между человеком и его природной средой. Нельзя отрицать, что в этом направлении за последнее время школьная география стала продвигаться вперед. Но все же новейшие достижения географической науки медленно проникают в среднее образование, и как ученым, так и учителям предстоит еще сделать немало усилий, чтобы поднять школьную географию до уровня точной, фундаментальной дисциплины.
Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства патриотизма, потому что возрождение России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине - гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать, в чем и изучение географии. В курсе «Экономической и социальной географии мира» при изучении каждой темы обязательно уделяется внимание месту России в экономике, политике, культуре мира.
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся является одной из приоритетных ценностных ориентаций современной системы образования, поскольку только развитая личность осознанно и самостоятельно прогнозировать свою деятельность, решать поставленные перед собой задачи, вооружившись не только знаниями, умениями, навыками, но и и приёмами умственной деятельности, умением применять полученные знания в сложившейся и новой ситуациях. Все это формируется на всем протяжении образовательного процесса, путем использования различных педагогических технологий. Под учебно-познавательной компетенцией понимаются элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.
Всем ходом истории географии ей было предопределено оказаться в самой гуще проблем взаимодействия природы и общества. Хорошо известно, какую остроту эти проблемы приобрели в современном мире. Менее известно, что география лучше других наук подготовлена к разработке научных основ оптимизации наших отношений с природной средой, к выработке стратегии рационального использования природных ресурсов и сохранения жизненной среды человечества. Крупные достижения в этой области остаются в основном достоянием узкого круга ученых-географов. Создался, таким образом, глубокий разрыв между огромным научным потенциалом географической науки и ее социальной значимостью, с одной стороны, и ее невысоким общественным авторитетом («престижем») – с другой.
Одна из причин такого разрыва в том, что географы, очевидно, плохо популяризируют идеи и практические достижения своей науки и слишком мало внимания уделяют их внедрению в школьное образование.Для подавляющего большинства людей главным, если не единственным, источником географических знаний является средняя школа. От школьной общеобразовательной подготовки зависит уровень географический культуры населения, что предполагает элементарные навыки географического мышления. Географическое мышление – это вовсе не только умение ориентироваться в земном пространстве с карты (хотя и это необходимо). Главное состоит в выработке комплексного взгляда на окружающую нас природу и в понимании теснейшей взаимной зависимости между человеком и его природной средой. Нельзя отрицать, что в этом направлении за последнее время школьная география стала продвигаться вперед. Но все же новейшие достижения географической науки медленно проникают в среднее образование, и как ученым, так и учителям предстоит еще сделать немало усилий, чтобы поднять школьную географию до уровня точной, фундаментальной дисциплины.
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся является одной из приоритетных ценностных ориентаций современной системы образования, поскольку только развитая личность осознанно и самостоятельно прогнозировать свою деятельность, решать поставленные перед собой задачи, вооружившись не только знаниями, умениями, навыками, но и и приёмами умственной деятельности, умением применять полученные знания в сложившейся и новой ситуациях. Все это формируется на всем протяжении образовательного процесса, путем использования различных педагогических технологий. Под учебно-познавательной компетенцией понимаются элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку, приемы решения учебно-познавательных проблем, функциональную грамотность.