1. прочитайте текст целиком. обратите внимание на источник.
2. начните изучать текст по абзацам. если в абзаце встретятся новые слова или словосочетания, попробуйте объяснить их значение своими словами, а затем проверьте себя по справочной или интернету. найдите в абзаце главное слово, словосочетание или предложение и объясните, почему вы считаете его ключевым. выявите суть, главную мысль абзаца и запишите ее на черновике.
3. придумайте заглавие (или несколько вариантов) для изучаемого отрывка.
4. свяжите ситуацию с ранее изученным или прочитанным. сформулируйте собственное отношение к тексту: что дает знакомство с ним с точки зрения сегодняшнего дня? видите ли вы корни нынешних проблем ( или это лишь интересные сведения либо устаревшие взгляды? опирайтесь на примеры из своей жизни. сделайте на черновике необходимые заметки.
5. сформулируйте вопросы к тексту. среди них отметьте те, на которые у вас есть ответ, и те, которые вы хотели бы обсудить.
6. обменяйтесь подготовленными вопросами с товарищем. по указанию учителя вы должны будете ответить устно или письменно либо принять участие в общем обсуждении.
i. задолго до появления славян в области верхней волги и оки этот край был населен различными финскими племенами. западную часть его занимало финское племя меря, среднюю — мурома, восточную — мордва и черемиса. финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга, и занимались отчасти земледелием, но главным образом рыболовством и охотой. некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с позднейшими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.
характер великоросса сложился под влиянием окружающей его природы. борьба с суровой, скудной природой, необходимость на каждом шагу преодолевать препятствия и затруднения выработали в характере великоросса верхнего поволжья черты, которых нет у южанина, живущего в более благоприятных условиях. суровая обстановка жизни сделала его терпеливым в борьбе с лишениями, и малотребовательным к благам жизни. в европе нет народа менее и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем великороссы. но также неблагоприятные условия природы развитию в его характере и других черт — предприимчивости, сметливости.
великоросс отличается большой работо но у него нет выдержки в труде. кратковременный чрезмерный труд сменяется у него продолжительным отдыхом и бездельем. и в этой его особенности сказывается влияние природных условий. малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайнему напряжению сил, выработала привычку работать быстро. длинная зима, продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху.
пройдя тяжелую школу в борьбе со своей скудной и суровой природой, великоросс научился ценить сотрудничество, работу сообща. в жизни народа еще недавно играла видную роль, да и теперь далеко не утратила своего значения так называемая артель — вид рабочего содружества, производящего сообща и распределяющего доходы между всеми участниками. та же сторона быта отчасти сказалась и в особенностях владения землей. большинство крестьян владеет землей не единолично, а сообща, общинно. земля считается собственностью целой общины и по определенным правилам распределяется между отдельными ее членами. пользование пашней, правда, не общинное, а личное. каждый крестьянин обрабатывает сам или с семьи отведенную ему землю. некоторые угодья — покосы, выгоны, леса — состоят в общем пользовании. сено косят, скот пасут и лесом пользуются сообща, по правилам, установленным общиной.
тип великоросса не отличается однородностью. в местности, где происходило смешение славянских племен между собою и с различными финскими племенами, не могло, конечно, создаться однородного и однообразного типа. в общем великоросс среднего роста, сильного телосложения, статен, широк в плечах; лицо то напоминает финский тип (скуластость, широкий нос), то характерно славянский, с довольно тонкими чертами, прямым носом, голубыми глазами.
Давайте начнем изучение текста с первого пункта. Важно прочитать текст целиком и обратить внимание на его источник. Здесь не указано имя автора или название публикации, но мы можем сделать вывод, что информация может быть взята из хронологии истории или этнографической работы.
После того, как мы прочитали текст, перейдем ко второму пункту. Здесь предлагается изучение текста по абзацам. Сначала найдем новые слова или словосочетания и попробуем объяснить их значение своими словами. Например, "Меря", "Мурома", "Мордва" и "Черемиса" - это названия финских племен, которые населяли данную область. Они занимались рыболовством, охотой и некоторыми видами земледелия.
Далее нужно найти главное слово, словосочетание или предложение в каждом абзаце и объяснить, почему мы считаем его ключевым. Например, в первом абзаце ключевым словом может быть "финские племена", так как это основная информация о населении данного региона. Во втором абзаце ключевым словосочетанием может быть "характер великоросса", так как здесь описываются черты его характера, вызванные влиянием окружающей природы.
Также второй пункт предлагает выявить суть, главную мысль абзаца и записать ее на черновик. В первом абзаце главная мысль может быть связана с тем, что данная область была населена различными финскими племенами. Во втором абзаце главная мысль может быть в том, что суровые природные условия сформировали особенности характера великороссов.
Далее перейдем к третьему пункту, где нужно придумать заглавие или несколько вариантов для изучаемого отрывка. Заглавие должно отражать основную тему текста. Например, "Древние финские племена и характер великороссов".
Четвертый пункт предлагает связать ситуацию с ранее изученным или прочитанным и сформулировать собственное отношение к тексту. Мы можем обратиться к знаниям о древней истории, чтобы понять, каким образом племена стали современными великороссами. Мы также можем сформулировать свое отношение к тексту, например, отметить, что познакомиться с такой информацией позволяет нам лучше понять историю и культуру своей страны.
Пятый пункт предлагает сформулировать вопросы к тексту. Мы можем подумать о таких вопросах, как "Какие финские племена населяли данный регион?" или "Какая роль общины сыграла в жизни великороссов?" Отметьте вопросы, на которые вы уже знаете ответы, и те, которые вы хотели бы обсудить.
И наконец, шестой пункт предлагает обменяться подготовленными вопросами с товарищем и принять участие в обсуждении. В зависимости от указания учителя, вы можете ответить устно или письменно, а также принять участие в общем обсуждении.
В заключение, изучение текста по шагам помогает нам лучше понять его содержание, сформулировать свои мысли и задать вопросы для дальнейшего обсуждения. Такой подход позволяет нам активно взаимодействовать с текстом и развивать навыки работы с информацией.
1) Происходили по 1 концепции-миграционной (дунайская,прибалтийская), а вторая концепция автохтонная- славяне как этнос сформировались на восточноевропейской равнине.
2) Из-за нападения и дальнейшего угнетения волхов (возможных римлян) на дунайских славян, также от голода, возникшего в Сибири во время последнего похолодания, часть славянских народов покинули Родину и начали осваивать новые земли.
3) Великое переселение народов по-разному сказалось на развитии южных, западных и восточных славян. Наиболее сильным натиск кочевых племен был на южных славян, потомками которых являются современные болгары, словенцы, сербы, черногорцы и хорваты.
Великое переселение народов в III – IV вв. вызвали дальнейшую колонизацию славян, раздробили их на западную и восточную, а затем и южную ветви, окончательно обособив в своем историческом развитии от западноевропейских народов.
4) -
5) С самого начала на развитие культуры Древней Руси огромное влияние оказала Византия. Однако Русь не просто слепо копировала культурные достижения других стран и народов, она адаптировала их к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира. Поэтому правильней будет говорить не о простом заимствовании, а о переработке, переосмыслении тех или иных идей, которые в итоге на русской почве приобретали оригинальный вид.
6) –
7) Оно формировалось под влиянием мощных соседних империй, нередко представляло историческую переработку или прямое
8) заимствование их институтов права. Собственные правовые памятники у западных и южных славян появились относительно поздно.