Опыт 1. Начнем лабораторную работу со сбора установки. Чтобы собрать схему, которую мы будем использовать в лабораторной работе, присоединим моток-катушку к миллиамперметру и используем магнит, который будем приближать или удалять от катушки. Одновременно с этим мы должны вспомнить, что будет происходить, когда будет появляться индукционный ток.
Рис. 2. Эксперимент 1
Подумайте над тем, как объяснить наблюдаемое нами явление. Каким образом влияет магнитный поток на то, что мы видим, в частности происхождение электрического тока. Для этого посмотрите на вс рисунок.
Рис. 3. Линии магнитного поля постоянного полосового магнита
Обратите внимание, что линии магнитной индукции выходят из северного полюса, входят в южный полюс. При этом количество этих линий, их густота различна на разных участках магнита. Обратите внимание, что направление индукции магнитного поля тоже изменяется от точки к точке.
Сделайте и запишите вывод:
При каком условии в катушке возникал индукционный ток (используйте видео)
Почему при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку менялся (используйте видео и теорию п.48 учебника)
От чего зависит направление индукционного тока и модуль силы индукционного тока (используйте видео и теорию п.48 учебника)
Опыт 2.
Вторая часть нашей лабораторной работы связана будет с другим экспериментом. Посмотрим на схему этого эксперимента и обсудим, что мы будем теперь делать.
Рис. 4. Эксперимент 2
Во второй схеме в принципе ничего не изменилось относительно измерения индукционного тока. Тот же самый миллиамперметр, присоединенный к мотку катушки. Остается все, как было в первом случае. Но теперь изменение магнитного потока мы будем получать не за счет движения постоянного магнита, а за счет изменения силы тока во второй катушке. В первой части будем исследовать наличие индукционного тока при замыкании и размыкании цепи. Итак, первая часть эксперимента: мы замыкаем ключ. Затем ключ размыкаем.
Сделайте и запишите вывод: возникает ли в катушке-мотке, которая подключена к миллиамперметру индукционный ток при замыкании и размыкании цепи, в которую включена вторая катушка.
Следующая часть опыта будет заключаться в том, чтобы проследить, как будет изменяться индукционный ток, если менять величину тока в цепи за счет реостата. Вы знаете, что если мы изменяем электрическое сопротивление в цепи, то, следуя закону Ома, у нас будет меняться и электрический ток. Сделайте и запишите вывод: возникает ли индукционный ток при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку, подключенную к реостату, путем перемещения в соответствующую сторону движка реостата.
Модель генератора
В заключение лабораторной работы мы должны посмотреть на то, как создается индукционный электрический ток в генераторе электрического тока.
Рис. 5. Генератор электрического тока
Главная его часть – это магнит, а внутри этих магнитов располагается катушка с определенным количеством намотанных витков. Если теперь вращать колесо этого генератора в обмотке катушки будет наводиться индукционный электрический ток.
Сделайте и запишите вывод: почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток (используйте видео и теорию п.48 учебника).