Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Цель: На опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.
Оборудование: одноразовый пластиковый стакан, сосуд большей ёмкости, чем стакан (такой, чтобы стакан полностью погружался в воду), заполненный водой, сухой песок, сухая тряпка или салфетка.
Ход работы.
1. Повторите по учебнику п. 52 «Плавание тел».
2. Насыпьте в стаканчик немного песка, столько, чтобы он плавал на поверхности воды в вертикальном положении и большая его часть находилась над поверхностью воды.
3. Насыпьте в стаканчик ещё немного песка и посмотрите, что с ним будет происходить, погрузится он или начнёт всплывать? Сделайте вывод, что произошло и почему, сравнив начальные значения силы тяжести (Fт) и средней плотности (ρ) стаканчика с песком, с их последующими значениями (по вашим наблюдениям).
4. Продолжая досыпать песок в стаканчик обратите внимание на его погружение в воду и отметьте, когда стакан: 1) погрузится до верхнего края, но при этом не утонет. Отметьте на стаканчике уровень песка, вынув стакан из воды, как называется данная линия для судна и вес груза (песка); 2) опустите стакан в воду и досыпьте ещё песка, что произойдёт со стаканом? Останется на плаву или утонет. Сделайте вывод, какая сила в этот момент будет больше Fт или Fa. Подтвердили ли вы теорию п. 52? Сделайте рисунок с отметкой линии уровня песка (какую примерно часть стакана занимает песок) для следующих случаев:1) стакан плавает, 2) стакан погрузился в воду до верхнего края, 3) стакан утонул.
5. Сделайте общий вывод об условиях плавания тел: сравнивая силы, действующие на стакан с песком, плотности воды и стакана с песком на разных этапах работы.