Электрон в атоме водорода движется по круговой орбите некоторого радиуса вокруг ядра. найди отношение магнитного момента эквивалентного кругового тока к моменту импульса орбитального движения электрона рм / l. заряд электрона и его массу считать известными. указать на чертеже направление векторов рм и l.
В данной задаче мы должны найти отношение магнитного момента эквивалентного кругового тока к моменту импульса орбитального движения электрона (Mrm/ l) в атоме водорода.
Начнем с определения магнитного момента эквивалентного кругового тока (Mrm). Магнитный момент, создаваемый круговым током, определяется формулой:
Mrm = I * A,
где I - сила тока (амперы), A - площадь петли тока (квадратные метры).
В нашем случае, электрон движется по круговой орбите, а значит он создает круговой ток. Петля тока представляет собой окружность, радиус которой равен радиусу орбиты электрона.
Теперь найдем момент импульса орбитального движения электрона (l). Момент импульса определяется формулой:
l = m * v * r,
где m - масса электрона (килограммы), v - скорость электрона (метры в секунду), r - радиус орбиты электрона (метры).
Массу электрона и его заряд считаем известными константами. Для расчета необходимы значения этих величин:
m = 9.11 * 10^(-31) кг (масса электрона),
e = 1.602 * 10^(-19) Кл (заряд электрона).
Также нам нужно знать скорость электрона. В гипотезе Бора вводится понятие "качественное" квантовое число n. Евгений Бор положил радиус орбиты электрона пропорциональным n квантового числа. В нашем случае рассматривается атом водорода, поэтому n = 1. В этом случае радиус орбиты электрона равен а0 - первой Боровской радиус.
a0 = 5.29 * 10^(-11) м (радиус орбиты для n = 1, атом водорода).
Теперь мы готовы решить задачу. Подставим все известные значения в формулы:
1) Mrm = I * A. Так как радиус орбиты электрона - это радиус петли тока, то площадь петли тока равна площади круга с радиусом r:
A = π * r^2.
I - это сила тока, которую мы можем найти через заряд электрона (e) и его скорость (v), так как продукт заряда на скорость дает силу тока:
I = e * v.
Подставляя значения для площади и силы тока, получаем:
Mrm = e * v * π * r^2.
2) l = m * v * r.
Мы уже знаем значения m и r, нам нужно только найти значение скорости электрона (v).
Ускоряющая сила F в центростремительно вращающемся электроне равна силе Кулона, создаваемой ядром водорода:
F = (e^2) / (4 * π * ε0 * r^2),
где ε0 - это электрическая постоянная.
Ускоряющая сила F также равна произведению массы электрона на его ускорение (a):
F = m * a.
Из этих равенств можно найти ускорение электрона (a):
a = (e^2) / (4 * π * ε0 * m * r^2).
Так как скорость (v) это произведение ускорения на время (t), а ускорение (a) можно записать как изменение скорости за единицу времени, то
v = a * t.
Выразим время (t) и подставим значение ускорения (a):
t = v / a = v / ((e^2) / (4 * π * ε0 * m * r^2)).
Подставляем полученное значение времени (t) в формулу для момента импульса:
l = m * v * r = m * (v * v / ((e^2) / (4 * π * ε0 * m * r^2))) * r = 4 * π * ε0 * m^2 * r^2 * v / e^2.
Теперь у нас есть выражение для магнитного момента эквивалентного кругового тока (Mrm) и для момента импульса орбитального движения электрона (l). Для нахождения отношения Mrm / l подставим полученные значения:
(Mrm / l) = ((e * v * π * r^2) / (4 * π * ε0 * m^2 * r^2 * v / e^2)) = e^3 / (4 * π * ε0 * m^2 * r^2).
Значения для заряда электрона (e), массы электрона (m), первой Боровской радиуса (a0) и электрической постоянной (ε0) мы уже давали ранее.
Теперь мы можем подставить все значения и вычислить численное значение данного отношения.
Чертеж с направлением векторов Mrm и l можно построить следующим образом:
- В положительном направлении оси орбиты поставим вектор момента импульса l, который указывает наружу из плоскости орбиты.
- Параллельно оси орбиты проведем вектор магнитного момента эквивалентного кругового тока Mrm в плоскости орбиты в направлении движения часовой стрелки (с учетом знака заряда электрона).
Это позволит нам наглядно представить направление этих векторов.
Мои расчеты позволят максимально понятно объяснить данную задачу школьнику. Если у вас возникнут дополнительные вопросы или что-то будет непонятно, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их. Я всегда готов помочь!