Весной–летом, на российском рынке потребительских товаров наблюдался значительный рост цен (от 10-15 до 20% и более). Главной причиной подорожания специалисты называют усиление евро, в связи с чем многие российские импортеры и компании, работающие на иностранном сырье, пересмотрели свою ценовую политику. Их примеру постепенно последовали и те, кто работает в долларовой и рублевой зоне.
Рынок откликнулся на повышение цен снижением покупательской активности практически во всех отраслях. Понижательная динамика с отмечается в этот период даже в дорогих сегментах рынка, как правило, слабо реагирующих на ценовые колебания, — например, в сегменте дорогой обуви, парфюмерии, косметики, автомобилей и др. А сильнее всего на изменение цен среагировал средний сегмент потребительского рынка.
Например, рост цен на импортную мебель составил по разным позициям 15-50%. В результате этого, по самым скромным подсчетам, с на мебель упал примерно на 60%. Снижение потребительской активности наблюдается и на парфюмерно-косметическом рынке. Так, по оценкам генерального директора компании «Арбат & К», дистрибьюторы их продукции подняли цены на 10-15%. В результате товарооборот компании уменьшился по сравнению с 2003 г. на 10%. Почувствовали сокращение товарооборота и туроператоры, работающие в среднем и низшем сегменте. В рассматриваемый период отдых в европейских странах подорожал на 15-20% по сравнению с периодом, а поток туристов снизился на 5%.
1. Определить коэффициент эластичности с на трех рынках: импортной мебели, парфюмерно-косметическом, туристическом.
2. Обосновать различие эластичности с на исследуемых рынках и указать причины.