Расчет эластичности спроса позволяет установить для товара цену, которая обеспечит максимальный объем реализации. Для примера возьмем холодные кофейные напитки в жестяной банке "Капучино", "Латте", "Эспрессо", объем каждой 0,5 л. Определим ценовую эластичность спроса.
С уменьшением цены на кофе в банках спрос на них растет. Однако при цене 84 рубля и ниже спрос начинает падать, так как покупатели считают, что кофе слишком дешевый, к примеру, из-за нарушения условий хранения или низкого качества.
В результате проведенного замера спроса в течение месяца были установлены следующие соотношения цены и уровня спроса на продукциюРассчитаем ценовую эластичность спроса для кофе в банках:
1). "Капучино":
Ц = (95-90) /95*100% = 5,26%
С = (1390-1300)/1390*100% = 6,48%
Э = С/Ц= 6,48/5,26= 1,23
2). "Латте":
Ц = (125-120) /125*100% = 4,00%
С = (750-720)/750*100% = 4,00%
Э = С/Ц= 4,00/4,00= 1
3). "Эспрессо":
Ц = (85-80)/85*100% = 5,88%
С = (1570-1500)/1570*100% = 4,46%
Э = С/Ц= 4,46/5,88=0,76
Таким образом, спрос на "Капучино" эластичен, то есть небольшое изменения в цене приводит к значительному количеству в объемах спроса.
Спрос на "Латте" имеет единичную эластичность.
Спрос на "Эспрессо" неэластичен, колебания цены не приводят к существенному изменению спроса.
Задание: определить оптимальную цену, обеспечивающей максимальную выручку от реализации кофе (табл. 2).
Таблица 2 - Расчет выручки от реализации кофе на основе эластичности спроса