Фирма domino занимает лидирующее положение в бизнесе, связанном с изготовлением и доставкой на дом пиццы. это сеть закусочных была основана в 1960 г. в штате мичиган в сша братьями монагам, которые заявили, что обязуется доставлять заказчикам свой продукт в течение 30 мин. с момента заказа. за первую неделю существования их фирмы т. монаган вместе с братом заработал менее 15 долл. через восемь месяцев брат занялся другим делом, а т.монаган не хотел сдаваться. правда, и он через 10 лет, видя, что не может избавиться от долгов, был вынужден объявить о своем банкротстве. его кредиторы, помучившись некоторое время с его детищем, убедили, что сетью ресторанов слишком трудное дело, и обратились к нему с предложением занять пост . т. монаган принял предложение и, несмотря ни на что, продолжил политику расширения предприятий. к 1980-м гг. в сети уже насчитывалось 290 пиццерий. дело пошло на лад, и в настоящее время компания контролирует 5000 предприятий с оборотным капиталом 2,2 млрд долл.
своего феноменальным успеху фирма обязана некоторым фактором. увеличилось количество работающих матерей – одиночек, бездетных семей, а также многодетных семей, в которых работают оба . всё это тому, что американцы стали больше время и меньше - деньги. в результате они стали чаще набирать ресторанах и пользоваться полуфабрикатами и готовыми продуктами даже тогда, когда обедали дома. фирма domino преуспела, потому что у неё был умелый руководитель и прекрасно разработанный комплекс маркетинговых мер, ориентированных на быстрорастущий сегмент рынка.
прежде всего фирма domino оказалась в числе лидеров передовой технологии. эта фирма впервые стала использовать вертикальный миксер и доставлять готовый продукт в коробке из реального картона, лучше сохраняющего тепло. другими новшествами, в первые внедрёнными в пиццериях этой фирмы, были герметичные контейнеры для хранения теста, усовершенствованные печи и конвейеры.
этот успех не незамеченным. а. гутнер, председатель правления фирмы pizza hut, заявила, что они будут более агрессивно бороться на рынке доставки своих продуктов на дом. но т. монаган ничего не имел против конкурентов. он считает, что конкуренции делает нас изощрённее, заставляет нас искать ответы на все каверзные вопросы и не дает нам закиснуть самодовольно и думать, что мы не знаем все на свете.
любой бизнес всегда испытывает воздействия условий предпринимательской сферы, которые поначалу было трудно предугадать. на компанию работала более 80.000 водителей, доставляющих заказчиком за год более 1 млн пицц.
и, случалось, что они попадали в аварии. журнал first edition, агентством nbc, обнародовал цифры, согласно которым 20 таких аварии, произошедшей по вине фирмы domino, имели и смертельный исход. эти данные были затем повторены в новостях cbs, в new york times и в местной печати. высказывалось предложение, что несчастные случаи были напрямую связаны с обещанием фирмы доставить своим клиентам пиццу за 30 имение минут. т. монаган ответил на эти обвинения тем что фирма domino не меньше других печётся о безопасности граждан, и объявил бесплатный телефонный номер по которому может позвонить каждый, заметивший нарушение правил дорожного движения, совершенное водителем фирмы.
однако, спустя какое-то время, т. монаган объявил, что подумывает о том, чтобы отойти от дел и целиком посвятить себе религиозной филантропической деятельности. узнав это, забеспокоились не только держатели лицензии фирмы domino её поставщики, но и конкуренты, которые начали внедряться на рынок доставки пиццы на дом более активно. если в конце 1990-х гг. фирма владела этим рынком на 90 %, то теперь эта доля снизилась до 46 %, а доля фирмы pizza hut соответственно поднялась до 24%. компания little caesar’s тоже начала оттеснить фирму domino на этом рынке. заметив эти тенденции, т. монаган вновь серьёзно занялся делами фирмы.
• какие элементы комплекса маркетинга вы можете выделить в описанных выше ситуаций?
• определите, является ли фирма domino достаточно гибкой? насколько она могла в своей деятельности учесть изменение внешней среды?